ПОДЕЛИТЬСЯ

Постсоветская Россия отличается от других европейских стран дефицитом «открытости в доверии». Назрела необходимость к созданию практик, повышающих уровень доверия в российском обществе. В частности, ученые обращаются к концепции коллективных идентичностей (social identity). Коллективная идентичность (далее КИ) – это психосоциальный комплекс человека, задающий эмоционально важное для него самоотнесение к какой-либо группе / общности, а также определяющий правила поведения людей в этой группе, правила приема людей в группу и исключения их из нее, критерии различения «свой / чужой». Известный социолог П.Л. Крупкин предложил концепцию структуры КИ. Согласно этой концепции КИ содержит четыре базовых элемента: «центральное место», географическое или сугубо символическое; ценности / святыни («боги» локального сообщества); ритуалы поддержания и укрепления идентичности / солидарности участников; вклад участников в сообщество – материальный или символический.

П.Л. Крупкин и С.Д. Лебедев предложили и результаты апробации этой схемы – применение ее к описанию локальных идентичностей региональных центров Российской Федерации – Белгорода, Владимира, Нижнего Новгорода, Иркутска, Хабаровска. Оказалось целесообразным уточнить схему так: Центральное место сообщества / Представления о локальной географии / Ценности – святыни / Ритуалы единения / Пантеон героев / Общая структура локального сообщества. Сбор первичной информации проводился методом экспертного интервью. Результаты были опубликованы на сайте modernity-centre.org.

Стрелка Ярославль

Я попробовал применить крупкинскую схему к Ярославлю. И вот что у меня получилось. (Это только моя версия; если идти путем Крупкина и Лебедева, то нужно бы еще опросить человек 5-10-20-30…).

 

Центральное место

Главная часть – исторический центр города: Ярославская гора, от волжско-которосльной Стрелки до Спасского монастыря, до площади Волкова и до Красной площади (Земляной город). Места следующего уровня по значимости: улица Свободы, проспект Октября и Советская улица от Красной площади к шинному заводу, Большая Октябрьская улица и набережная Которосли, храмовые средоточья Закоторослья. Особо — Толгский монастырь.

 

Представления о локальной географии

Ярославль – это главный город на Верхней Волге, перекресток контактов и столица Золотого кольца древних русских городов, место встречи всех со всеми, Киева, Москвы и Питера однозначно. Ярославская земля – средоточие старорусских традиций, ассоциация земель — сплав старых княжеских центров (Ростов Великий, Углич, Романов-Борисоглебск, Переславль-Залесский, Молога/Рыбинск), извечная точка схода торговых путей.

 

Сакральные символы, ценности локальной идентичности

Ярославские храмы и иконы, мощи ярославских святых; Волга, первый русский театр. Мы – ярославцы, любим наш город. Есть у нас энергетика и гибкость, тому выражение — и старое купечество, и артисты и художники.

Мифы самостояния/гордости собой формируются вокруг символов первого ряда: ярославско-нижегородское ополчение 1612 года; торговый и культурный расцвет XVII века. Есть в местных культурно-исторических святцах ярославское купечество, основатель театра Федор Волков, поэт Николай Некрасов и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Также имеют значение Ярославское восстание 1918 года и Ярославский Народный фронт конца 1980-х гг.

 

Ритуалы воспроизводства культурной идентичности

Выход в центр города, прогулка по набережной, посещение театра имени Волкова, музеев, гуляния на день города. Выезды на дачу / охоту / рыбалку – с последующим обсуждением в сетях, а также участие в местных интернет-сообществах и местных общественных организациях. Частная инициатива – проекты Юлии Кривцовой и др.

 

Пантеон героев

Осознается крайне избирательно и реконструируется условно. Старые – Ярослав Мудрый, Федор Черный, Федор Волков, Иван Дмитревский, Алексей Мельгунов, индолог Герасим Лебедев, Николай Некрасов, святители Тихон Беллавин, Агафангел Преображенский и Иосиф Петровых; есть также символическая группа купечества, промышленников. Советские – Валентина Терешкова, Федор Толбухин (?), Михаил Кс. Соколов (?), великие актеры Волковского театра 2-й пол. ХХ века (?). имеющие мировую известность современные художники – аниматор Александр Петров, живописец Николай Мухин, театральный деятель Юрий Любимов. Замечу, что среди героев очень мало тех, кто и родились и всю жизнь прожили в Ярославле.

 

Структура сообщества

Ядром являются «лучшие люди города» (понять бы, кто). Далее – обычные ярославцы. Включение «понаехавших» свободное, по принятию ими знаковых ценностей. Сегментируются субкультуры, сообщества, присутствие которых в публичном пространстве выражено, однако, слабо.

 

Сходите по указанному электронному адресу, сравните эти выкладки с данными по другим городам России. Крупкин и Лебедев предполагают, что особо важную роль при формировании КИ играют ценности и святыни идентичностей – те символы и артефакты, устойчиво наделяемые группой определенными чувствами и эмоциями, которые можно назвать сакральными. Наверное, это так. Но я не рискнул слишком уж расширить список таких ценностей, потому как не очень убежден, что даже названные здесь легко актуализируются сознанием ярославцев.

 

Заведующий кафедрой журналистики ЯГПУ, журналист, блогер, историк культуры Евгений Ермолин