ПОДЕЛИТЬСЯ

Все мы так или иначе перемещаемся по городу. Кто-то ездит на машине, кто-то на велосипеде, но большинство все-таки на общественном транспорте. Не станем сейчас вдаваться в подробности, почему перемещение на общественном транспорте должно быть приоритетным — это тема даже не для отдельного поста (но мы будем еще затрагивать ее не раз). Поговорим сегодня об удобстве системы городского транспорта для пользователей.

Use case

Начнем с абзаца теории. Термин «use case» (что в переводе будет что-то около «пример использования») применяется в той или иной форме в любой отрасли проектирования взаимодействия человека с объектом материального мира, будь то сайт, операционная система компьютера, или система городского транспорта. Чем сложнее система и чем большим количеством способов и путей человек может с ней взаимодействовать, тем этих самых «кейсов» будет больше. При нормальном проектировании любой системы авторы должны изучить как можно больше вариантов использования, опираясь на типичные и предусматривая редкие и экзотические примеры. Качественность всей системы частично зависит от количества предусмотренных редких ситуаций и качеством их реализации.

Для начала небольшая история, с чего все началось, мой use case. Раз это мой кейс, я буду говорить от первого лица.

Позавчера мне пришлось уезжать с Красной площади в Брагино. Так как личное авто было в ремонте, а душным тесным маршруткам я предпочитаю просторный, но слегка неспешный общественный транспорт, я стал ждать троллейбус №4, чтобы добраться до Тутаевского шоссе (он теперь очень удобно ходит с Торгового переулка). Как житель этого города вот уже 30 с лишним лет, подошел на остановку «Красная площадь» и стал ждать. Я немало удивился, когда увидал мой троллейбус за номером 4, уже отчаливающим от остановки чуть поодаль и набирающим скорость в левом ряду улицы.

Тут я припомнил, что, вот уже несколько лет как, остановок «Красная площадь» — две. Причем идут они одна за другой.

Ладушки, надо идти ждать следующий 4-й троллейбус на ту, «новую» остановку. Кроме того, я вспомнил, что мне бы подошел еще и 42 автобус, он тоже с некоторых пор вроде бы ходит по Тутаевскому (что удобно). Но где он останавливается — я не знаю.

Вот так выглядит «новая» остановка, откуда мой 4-й троллейбус стартовал в левый ряд. И там же, чуть дальше, видна старая. И расстояние между ними с обзором, закрытым припаркованным автобусом и другим автотранспортом.

01-krasnaya-sq

Ни скопления людей, ни остановочного павильона, ни знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» нет (знак есть, но с другой стороны и направлен «лицом» от остановки). О том, что я нахожусь на остановке говорит только вот эта табличка.


02-krasnaya-sq

Из нее я могу понять, что здесь останавливаются только два троллейбуса, 4 и 8. Секундочку, а 42 автобус? Ведь он идет туда же, куда 4 и 8 троллейбусы? А 42, оказывается, останавливается на той, «старой» остановке.

Вот как она выглядит вблизи:

03-krasnaya-sq
Тут уже и скопление людей, и павильон и двусторонний знак (и таблички маршрутов) — все признаки остановки.

Вот ее таблички вблизи:

04-krasnaya-sq

Дело кончилось тем, что я стал ждать примерно посередине (что полный абсурд, если вдуматься) между остановками и дождался-таки 42 автобуса, за которым бежал пару десятков метров, это половина расстояния между остановками. «Пара десятков метров — ерунда», — скажете вы. Для меня — да, ерунда. А для пожилого или слабовидящего человека в гололед и последний рейс — вовсе не ерунда.

Откуда взялись две одинаковых остановки?

Как я уже говорил, одной из причин, почему троллейбусы у нас ездят медленно, являются стрелки. Они у нас пока конструктивно такие, что проезжать их быстро категорически нельзя. Да еще есть условия: по простому говоря, с нажатым акселератором троллейбус поедет в одну сторону, с отпущенным — в другую.

Я тут повспоминал: когда-то давно троллейбусная стрелка, разделяющая маршруты на проспект Октября и улицу Советскую находилась прямо на площади, напротив Красного спуска.

По счастливой случайности на Яндекс-Картах нашлась фотография Виталия Харитонова. Он сделал ее около 2001 года. Вот она, та самая стрелка.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сейчас эту стрелку вынесли за скобки за площадь, на улицу Первомайскую. На Яндекс-панорамах это выглядит так:

yandex-pervomayskaya

Не знаю, чем это было вызвано, но можно предположить несколько положительных версий. Во-первых, распараллеливание троллейбусных маршрутов. 4 и 8 при таком раскладе не ждут 1 и 9, а объезжают их, как и весь остановочный затор. Во-вторых, скоростная версия. Размещение стрелки около остановки снижает влияние на среднюю скорость: троллейбусу все равно придется тормозить на остановке, заодно он пройдет стрелку, вместо торчания в 5 км/ч на площади посередь потока. Естественно, при таком переносе стрелки логично перенести и остановку.

Вот схема, на которой все сразу понятно:

krasnaya-sq-scheme-wn

Разбор пролета.

Надо, конечно, сказать, что такой мой случай не шибко распространен. Все-таки, когда человек постоянно пользуется общественным транспортом с определенного набора остановок, так или иначе у него получается отслеживать изменения в них. Так что предположу, что я попал в довольно редкий случай «ошибочной уверенности».

А проблема кроется в том, как мы идентифицируем остановки в незнакомом месте. Как мы понимаем, что пришли именно на ту остановку, и нужный транспорт останавливается именно тут.

По идее, что должен был делать я, как будто я в незнакомом городе? Искать табличку маршрутов, спрашивать у прохожих, сверяться с картами.

Давайте посмотрим по пунктам. Начнем с карт. На схеме этого нет (а в новой придется учесть). На ot76.ru это есть, но у меня нет технической возможности просмотра этого сайта (а на остановках пока не установили терминалы для свободного доступа к нему).

Теперь люди. Говорят, «язык до Киева доведет». И это, в целом, верно: обращаться к коллективному знанию обычно довольно просто, быстро и, зачастую, полезно, достаточно вспомнить различные форумы и сервисы вопросов и ответов. Но не в случае последнего ночного рейса. Когда человек ночью на остановке один и спросить, кроме столба, не у кого, должны работать…

…системы локальной навигации. Которые без озвучивания вопросов выдадут информацию. Такой системой в нашем случае являются те самые таблички маршрутов и дорожные знаки. Опять же, здесь надо учесть, что эта сдвоенная остановка — не типичный случай. Это пример «узловой станции», откуда в разных направлениях уходит большое количество маршрутов. Такие узловые распространены, конечно, в центре города (вспомните Богоявленскую площадь, площадь Карла Маркса в сторону Брагино, остановку ул. Первомайская напротив Торговых рядов и т.п.)

Соответственно, и подход к проектированию таких узлов должен отличаться от стандартной линейной станции: знак-павильон-табличка. А именно: находясь на таком остановочном комплексе, я должен видеть весь «спектр услуг» — все маршруты узла и их конкретные отправные точки. В нашем случае, этого нет. Я даже не видел, что там дальше есть продолжение остановки, что и сыграло решающую роль в пролете с троллейбусом.

Средства нашей локальной навигации есть, но они крайне скудны, неполны и ошибочны.

Снова по пунктам. Начнем с последнего: ошибочны. Смотрим на табличку на «старой остановке» еще раз. Видим в списке автобусных маршрутов на верхней табличке верхней строчкой автобус номер 19. Видим?

05-krasnaya-sq

А его там нет. Он ходит с Крестов до Перекопа. Почему-то ниже в интервальной таблице 19-го маршрута нет, и казалось бы, ориентируйся давай по крупным номерам там. Но правая часть фотографии наглядно показывает нам, зачем нужна избыточность информации. И как определить, какая часть верна: верхняя или центральная? Есть 19-й или нет?

Дальше, скудны и неполны. Неизвестна актуальность информации на этих табличках. Может быть, они висят там со времен Советского Союза (а дизайн почти не поменялся с тех лет), как знать? А дорожный знак развернут в сторону трафика и не виден с противоположного конца остановки.

Это проблема номер один.

Еще не все, что ли?!

Ага, есть еще пара мыслей. Раз уж перенос и разделение остановки имело под собой некие важные причины и действительно имеет определенное положительное воздействие (размазывание толкучки транспорта), то почему бы не подумать чуть дальше и не сделать чуть лучше?

Вот смотрите. Перенос остановки сделал наглядным разделение двух основных уходящих маршрутов: проспекта Октября и улицы Советской. Так давайте продолжим мысль. На этой «старой» остановке есть еще множество маршрутов автобусов, которые, внезапно, тоже идут по Октября и по Советской. Давайте перенесем те, что по Октября на «навую» остановку, где и так уже троллейбусы, которые по Октября идут, а на старой оставим автобусы, которые идут по Советской, вместе с 1 и 9 троллейбусами, которые тоже по Советской. Логика, по-моему, очевидна.

Кроме прибавления в логике и здравом смысле, это избавляет пассажиров от смешных вынужденных решений, сродни моего: стоять посередине остановок и ждать и автобус и троллейбус одновременно (аки Ван Дамм).

Еще одна схема:

krasnaya-sq-scheme-nn

Да, кроме перенесения соответсвующих автобусов можно дополнить и название остановок, это происходит примерно так. Как дополнить? Да как угодно: Красная площадь 1 и 2, «Красная площадь — Октябрьская» и «Красная площадь — Советская», как угодно, лишь бы было понятно, на какую остановку подходить за нужным транспортом.

Ну а закончим повествование цитатой. В книге Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей» есть такая фраза (выделение полужирным мое):

Если у вас возникают трудности с использованием иех или иных предметов: дверей, компьютеров или выключателей, — это не ваша вина. Не корите себя. Во всем виноват дизайнер. Это вина техники, или, точнее, дизайна.

When you have trouble with things—whether it’s figuring out whether to push or pull a door or the arbitrary vagaries of the modern computer and electronics industries—it’s not your fault. Don’t blame yourself: blame the designer.

Цитату привожу не в смысле, что «все плохие, давайте поругаем», а в том, что все это есть результат проектирования (то есть дизайна), и его можно улучшать.

Есть, что добавить? Добро пожаловать в комментарии. По результатам обсуждения, думаю, можно сформировать некое письмо-обращение в ЯрГорТранс.

Впервые опубликовано в ЖЖ Александра Фомичева.