ПОДЕЛИТЬСЯ

Как можно изменить городскую среду к лучшему? Куда прилагать силы? Где искать неравнодушных людей? Этими вопросами в течение двух дней, 5 и 6 февраля, занимались участники воркшопа — городского исследования, инициированного агентством творческих инициатив LIFT. Местом исследования на сей раз стал Красный Перекоп (в 2013 году прошло похожее исследование района Резинотехника).

5 февраля в Ярославле начался первый день воркшопа. В 10 утра у ворот Транспортного цеха комбината технических тканей «Красный Перекоп» собрались незнакомые между собой люди, объединенные неким общим намерением. Женщину-охранника эта подозрительная компания насторожила, впрочем она просто не знала, какие масштабные и полезные для города цели ставят перед собой эти люди.

В небольшом белом индастриал-помещении на стенах мерцали вертикальные люминесцентные лампы, у окон стояли белые флипчарты, а стулья были расставлены по кругу. Люди расселись – воркшоп стартовал.

В ходе знакомства среди сонма креативщиков идентифицировались архитекторы, филологи, поэты, журналисты, музыканты… Под руководством куратора Юлии Кривцовой они определились, кто и как сможет помочь в городском исследовании Красного Перекопа. Одни согласились выступать в роли коммуникаторов, другие решили стать генераторами идей, разработчиками маршрутов. Юлия все фиксировала на флипчартах, и идеи и задачи всех членов команды в конце концов оказались визуализированы — в виде одной большой схемы.

12_кнт

Фундаментальной идеей стала смена криминального имиджа Красного Перекопа, давно известного жителям Ярославля как место опасное. Такая аура вокруг района появилась в советское время, когда сюда, в корпуса, заселились сотни рабочих из окрестных деревень. Городская культура позволяла человеку больше, чем традиционный деревенский уклад, а коллективная рабочая неделя требовала коллективного отдыха, следствием чего стали частые драки и разбои. Теперь корпуса давно покинуты и разрушены, а негативный ореол все равно закрепился в сознании горожан.

– Я вижу у Красного Перекопа огромный потенциал. Я видел, что было до открытия TEXTIL’я и вижу, во что территория превратилась сейчас. Это даже не Ярославль, это условный Лондон или Берлин. Здесь нет ни капли провинциальности, и это очень здорово, – уверен Егор Коробейников, руководитель проекта UrbanUrban и участник воркшопа.

Следующим этапом двухдневного интенсива стал анализ среды. Участники вышли на улицу, чтобы сделать фотографии домов, городской мебели и текстов в пространстве (надписи на стенах и объявления). Вернувшись в помещение, они обсудили особенности Красноперекопского контекста и покинули мануфактуру.

Второй день воркшопа начался с бодрящего задания. На мануфактуру приехал урбанист Центра территориальных инициатив «Архполис» Святослав Мурунов. Он вместе с участниками отправился в самые облагороженные дворы Красного Перекопа, чтобы пообщаться с местными жителями и выяснить, есть ли среди обитателей активные и креативные.

8_кнт

– Работать можно на любой территории. Везде есть незанятые люди со своими компетенциями, главное – желание, – считает Свят.

Но на практике оказывается, что свободное время и инициатива – не основные элементы успешного проекта. Зачастую школьники, имеющие возможности и намерения, не обладают достаточным объемом знаний и сетью контактов, а люди пожилого возраста – носители опыта – оторваны от жизни. Горожане среднего возраста заняты своими делами… Получается, что активисты – это городская аномалия, природа которой до конца не изучена.

Участники воркшопа за время, проведенное в дворовом пространстве успевали не только знакомиться с жителями домов. Они также наблюдали за прохожими, фиксировали их пол, возраст, внешний вид и предполагали, что может делать человек в такое время в данном месте. Работа «в поле» сменилась рефлексией, которую провёл Святослав. Команда отметила, что горожане неплохо идут на контакт, но попадаются и скептически настроенные люди, которые реагируют на вопросы неприязненно. Проявились и практически полезные факты: например, к общественной жизни двора с бОльшим интересам относятся молодые родители, а мужчины и подростки чаще оказываются равнодушны к благоустройству территории, выключены из дворовых субботников.

 

Следующим этапом работы станет формирование базы человеческих ресурсов. За время полевого исследования участники собрали десяток контактов активных жителей, и в ближайшее время направятся к ним в гости на чай, чтобы посмотреть фотоальбомы и взять глубинное интервью. Самые творческие и заинтересованные из них включатся в эту складывающуюся команду начинающих урбанистов, которые за два дня научились анализировать среду и рефлексировать над уличными сюжетами.

А в конце февраля в рамках Дизайн-выходных команда исследователей уже сможет приступить к генерации идей и решений, которые помогут развивать этот городской район с помощью сети городских сообществ, сотрудничества активистов, вовлечение жителей.

 

Фоторепортаж Маргариты Белозёровой + фото от участников воркшопа

2_кнт 3_кнт 5_кнт 6_кнт 7_кнт 9_кнт 10_кнт 11_кнт 13_кнт 14_кнт 1_кнт