ПОДЕЛИТЬСЯ

Елена Кузьмичёва — молодой писатель из Ярославля. Она выделяется своим уникальным почерком и литературным слогом. В её произведениях присутствует сложная интрига, которая цепляет с первых строк и не отпускает до конца. Автор помогает читателю расширить сознание и взглянуть на обыденные вещи по новому, представляя мир через призму своего восприятия. Её книги оставляют качественное послевкусие, которое наводит читателя к размышлениям о собственной жизни.

Мы пообщались с Леной о том, что для неё значит творчество. Узнали, откуда автор черпает вдохновение. Также в интервью Imenno.ru она рассказала нам, как изменилось творчество после рождения сына, и кто читает её произведения первым.


Биографическая справка

Лена родилась в Ярославле, окончила ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по специальности «Журналистика». Пишет прозу и стихи. Участница XII Форума молодых писателей в Липках (2013), лауреат X Межрегионального фестиваля современной поэзии LOGOРИФМЫ (Ярославль, 2014), лауреат регионального литературного конкурса в номинации «Проза» (Ярославль, 2015) и в номинации «Поэзия» (2018), лауреат премии «Ярославская строка» в номинации «Публикация» (2017). 

Проза автора опубликована в литературно-художественном журнале «Мера» (2013), «Антологии короткого рассказа», составленной по итогам премии издательства «Русский Гулливер» Flash story – 2015, альманахе «Плавская осень» (2016), сборнике прозы ярославских писателей «Город счастья» (2017). Подборки стихов опубликованы в журналах «Сетевая словесность» и «Плавучий мост» (2016). Дебютный роман «Позвонки мышей» вышел в 2017 году в издательстве «Русский Гулливер».


Когда ты начала писать? Помнишь своё первое произведение?

Начала писать в детстве. Из первых произведений — помню стихотворение о чертополохе, выросшем в пустыне, и не оконченную историю о собаках, которые почему-то оказались в подземном лабиринте. К счастью, до наших дней эти произведения не дошли.

Когда начинаешь писать новое произведение, заранее знаешь, чем все закончится? Или «проживаешь жизнь» вместе с героями здесь и сейчас?

И то, и другое. Обычно я приблизительно знаю финал истории, но по ходу «проживания жизни» он может измениться.

Откуда черпаешь вдохновение, фантазию?

Изнутри себя. Ещё можно почерпнуть его из прогулки по лесу или общения с любимым человеком. Но обычно я просто сажусь и начинаю писать, потому что в этом есть какая- то необходимость. И творческий подъём возникает в процессе работы.

Как можешь описать идеальные условия для написания книги — внутреннее состояние, внешние обстоятельства?

Как показывает мой опыт, любые внешние обстоятельства идеальны для написания книги. Главное — внутренняя устремленность и способность сосредоточиться.

Писать — это для тебя хобби, работа или что-то другое?

Скорее, что-то другое. С одной стороны — самовыражение, с другой — способ общения с реальностью. Короче, способ жить.

Приходилось ли сталкиваться с критикой в адрес своего творчества? Как вообще относишься к критике?

Это нормальное явление, но отношусь по-разному. Резко негативным, эмоциональным отзывам типа «меня тошнит от твоего творчества» я не могу придавать значения, а вдумчивая, конструктивная критика, как правило, бывает полезна и помогает развиваться.

Были те, кто говорил, что тошнит?

Да, но иногда в таких отзывах проскальзывают комплименты. Мне, например, говорили, что я пишу так же плохо, как Камю. А от моего творчества некоторых тошнит, как от картин Сальвадора Дали. Незаслуженные, я бы сказала, комплименты, но всё равно приятно.

После рождения сына как изменилось твоё творчество?

На какое-то время оно сжалось до двух часов с пяти до семи утра. Зато за это время я часто успевала сделать то, на что прежде требовался целый день. Ну, и внутри меня перемены произошли, конечно, которые повлияли на творчество. Похоже, атмосфера моих произведений стала светлее. Но это связано не только с рождением сына, но и с множеством других обстоятельств.

Вообще внутренние перемены немедленно на творчестве отражаются, и не всегда позитивно. Иногда я боюсь, что не смогу закончить книгу, потому что стала другой и уже не могу в ней жить.

Такое было на практике?

Было, но книги я всё равно заканчивала. Обычно снова в них вживалась и доводила до конца. 

Как ты думаешь, кто твои читатели? У тебя есть целевая аудитория?

«Целевой аудитории» конечно нет. На практике мои читатели — это в основном мои близкие. Люди, которые могут меня понять, которых волнует что то похожее. В идеале книга становится пространством для диалога, который может состояться даже без слов. 

А кто самый первый читатель всех твоих произведений?

Муж Максим. Он всегда первый.

Какие эмоции испытала, когда впервые взяла в руки свою книгу «Позвонки мышей»?

Я тогда была на 9 месяце беременности, какие уж тут эмоции по поводу книги. Но было радостно, что она начала самостоятельную жизнь. 

Когда заканчиваешь одно произведение, как скоро можешь начать новое? Или бывает такое, что работаешь одновременно над двумя?

Я всегда работаю над одним произведением. Сразу на нескольких не могла бы сконцентрироваться. Это как проживать две жизни одновременно. Начать что-то новое могу, когда достаточно отдохну, и появится новый замысел. Как скоро — трудно сказать, бывает по-разному. Обычно не позднее, чем через полгода.

Сейчас над чем работаешь?

Над жизнью. Пока не пишу.

Расскажи про свою последнюю работу.

Она называется «Не сотвори себе мир». Если совсем кратко, то в книге три сюжетные линии, которые развиваются одновременно, то и дело соприкасаясь друг с другом. В первой — ребёнок, который создает мир, не выходя из комнаты, во второй — парень, путешествующий в сновидениях, а в третьей — дом, где люди перестали друг друга понимать. Действие происходит в небольшом городке с атомной станцией. Каждый по-своему выбирается из своего «ада». Одним это удается, другим — нет. Но стены всё-таки рушатся, даже если это — трагедия. 

Какую тему бы хотела затронуть в своих новых работах? Есть что-то такое, о чем давно хочешь написать?

Я обычно не планирую затронуть ту или иную тему. Они сами «затрагиваются». Для меня обычно всё начинается с персонажей. По мере работы над книгой я узнаю их всё лучше и, прислушиваясь к ним, часто открываю для себя что-то новое и переосмысливаю идею произведения.

А персонажи и сюжеты все вымышленные или есть основанные на реальных событиях?

Я не могу называть персонажей «вымышленными», потому что, пока пишу, начинаю относиться к ним как к совершенно реальным и живым. Но конкретных прототипов никто из них не имеет. Конечно, в произведениях неизбежно звучит эхо моей жизни, но это обычно не касается событийной стороны произведения. Скорее, его атмосферы. 

Сама каких авторов любишь читать? Какие книги сейчас лежат на твоем столе?

Мои читательские предпочтения постоянно меняются по мере того, как меняюсь я. Но наверное я никогда не перестану любить тех авторов, которые, каждый в своё время были мне особенно дороги: Владимир Набоков, Федор Достоевский, Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке, Артюр Рембо, Ричард Олдингтон, Генри Миллер, Герман Гессе, Андрей Тавров, Константин Кравцов и другие. На столе у меня много всего помещается. Например, собрание стихов Рильке, пятый том истории религии о. Александра Меня, «Ответ Иову» К.Г. Юнга и еще книг двадцать.

Какой посыл несут твои книги? 

Насчёт посыла даже не знаю. Мне кажется, у каждой книги он свой и зависит от того, к чему готов читатель. Одни видят в «Позвонках мышей» свет и надежду, другие — «кровь и мясо». Мне хотелось бы, чтобы книги появлялись в жизни читателей вовремя. Чтобы помогали понять нечто важное, или найти в себе что-нибудь такое, без чего они раньше жили, но было грустно. Но это скорее мечта такая.

 

Фото из архива Елены Кузьмичёвой