ПОДЕЛИТЬСЯ

«Музыка — высшее в мире искусство.»
(Лев Николаевич Толстой)

Что такое музыка, знают все. Но вряд ли кто-то сможет дать единое определение, так как каждый понимает её по своему. Наверное, поэтому до сих пор актуальны вопросы, связанные с музыкой. Поиском ответов на них давно занимаются специалисты разных направлений. И музыка не спешит раскрывать им свои секреты.

Ценность музыки в жизни человека гораздо выше, чем мы себе представляем. А ведь действительно музыка влияет на нас, а мы — меняем музыку.


Мы пообщались о музыке с педагогом по вокалу, музыкальным руководителем Турукиной Еленой Николаевной. Она поделилась своими соображениями о музыке; рассказала о том, нужен ли такой урок в обычной школе и как повысить престиж этого предмета.


— Елена Николаевна, определения, которые предлагаются в учебниках, не раскрывают чёткого, единого понимания сути. А всё-таки, расскажите, что такое музыка?

—  Во-первых, это искусство. Зачем мы ходим в концертные залы, художественные галереи, на выставки, в театры, кино? За впечатлениями, эмоциями, наслаждением и наполнением, а иногда — даже за знаниями. Любой вид высокого искусства в состоянии нам все это предоставить.

Во-вторых, это явление. Кто бы мог подумать, сколько в музыке точных наук! Звук — это абсолютно физический термин. Есть в музыке  и математические законы и правила.

Ну и, конечно же, музыка — это химия! С живым организмом иногда происходят удивительные химические реакции, когда он слушает или даже просто представляет ту или иную музыку.

Незабвенный вождь мирового пролетариата и автор  революции 1917 года в России как-то сказал, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Вероятнее всего, многие согласятся. Для меня это высказывание неубедительно. Посмотрите кино, например, ужастик, без музыки, которая сопровождает самые напряженные моменты. Остроты и страха не получится. Эмоциональный фон создает соответствующее событиям музыкальное сопровождение. Музыка в состоянии вдохновить, вызвать чувство тревоги, успокоить, разбудить и даже убить!

На мой взгляд, музыкальное искусство сопоставимо лишь с изобразительным. В живописи столько музыки! И музыка сама по себе красочна и живописна.

— Лично вы как можете охарактеризовать музыку?

— Моя личная позиция состоит в том, что музыка — предмет глубочайший для изучения, безмерно интересный при погружении в него и бесконечно увлекательный.

— О том, нужна ли музыка в обычной общеобразовательной школе как учебный предмет, спорят как родители, так и учителя. А что думаете вы по этому поводу?

— В ныне здравствующем формате, однозначно, нет. Пустая трата времени и без того перегруженных учеников и ощущение пустоты и смятения учителя после урока.

Если порассуждать, то выводы напрашиваются сами по себе. Ни на одном уроке, кроме ИЗО и музыки, не удастся заниматься посторонней деятельностью или вообще прогулять его без последствий. Также нередко вижу в соцсетях, как родители учеников жалуются на «двойки» по музыке или на то, что по музыке дали задание на дом.

Вы сейчас подумали, что я на стороне учителя? Да нет же! Я против школьных домашних заданий в принципе. Но это уже совсем другая история. Тоже, кстати, достойная пристального рассмотрения. Но домашние задания по музыке и рисованию всегда вызывали у меня недоумение.

— В российских школах предлагается к изучению ещё один спорный предмет — МХК (Мировая художественная культура). Он-то нужен детям?

— Этот предмет, впрочем, как и музыка с изо, я называю печальной жертвой тотального несовершенства системы образования в школе. На это предмет выделяется 1 академический час в неделю (иногда 2 часа). И вот в течение 1-2 лет учитель должен вложить в головы и без того перегруженных детей выдернутые наспех из контента истории, географии, этнологии, этнографии, истории религии, не связанные между собой сведения… При этом не предусмотрен совместный с учителем глубокий анализ этих знаний и неспешное осмысление.

С полной ответственностью за свои слова, поскольку я работала учителем МХК, могу утверждать, что такой предмет не интересен ни ученику, ни учителю.

— Елена Николаевна, а как же быть детям, которые интересуются искусством и культурой?

 — Ответ мой не будет неожиданным. Добро пожаловать в музыкальные и художественные школы, которые существуют для профессионального образования одаренных детей, которые ориентированы на дальнейшее образование с целью овладеть профессией. Для тех, кто ищет для себя творческого самовыражения, открыты двери бесплатных и коммерческих студий, кружков большого количества учреждений дополнительного образования. Пойте, танцуйте, творите себе в удовольствие, другим на радость.

— А что тогда предложете для общеобразовательной школы?

— Что касается общеобразовательной школы, я бы предложила такой вариант. Упразднить такие предметы, как музыка, ИЗО, МХК, а вместо них ввести с 1 класса предмет «Культурология» (или «Культура») с достойным тематическим наполнением, в соответствии с возрастом школьников. Проводить зачеты и  экзамены, чтобы поднять престиж этого предмета до уровня тех школьных дисциплин, значимость которых не вызывает сомнения.

И, может быть, лет через 20, мы получим, что называется, «на выходе», молодого человека, в которого правильно посеяно «разумное, доброе, вечное»; человека культурного, разносторонне развитого, который будет не просто иметь знания, а грамотно, красиво и уверенно применять в любых жизненных ситуациях правила этики и эстетики, нормы нравственности, порядочности и общей культуры человеческой. А на сегодняшний день у нас в стране с этим  большая беда…