«V – значит Вендетта»

Рецензия на фильм «V – значит Вендетта» (2006)

Remember, remember the fifth of November,
Gunpowder treason and plot,
I see no reason why gunpowder treason
Should ever be forgot.

Определенные события прошлого, обычно связанные с чьей-либо смертью или с завершением жестокой, кровопролитной борьбы, остаются в памяти людей, и те отмечают их праздниками. Давным-давно, в 1605 году погиб один человек, который знал, что такое борьба за традиции своего народа, за веру, за права, за жизнь. Этот человек Гай Фоукс должен был взорвать здание парламента вместе со всеми политиками, судьями и самим королем Яковом I, которые начали репрессии против собственного народа. Он не донес огонь до пороховых бочек, был схвачен и повешен.

Этот день Порохового заговора, 5 ноября, почти четыре века праздновали в напоминание людям. О чем? Власти полагали, что в память о том, что заговоры против верховной власти обречены на провал. Но есть и другая сущность этого праздника – напоминание о храбрости, о принципах. Об идее. К двадцать первому веку эта славная традиция сошла на убыль – но идея осталась тлеть огоньком бикфордова шнура.

На дворе 2038 год, недалекое будущее острова Британия, где все очень хорошо: террористы посажены, бунты подавлены, профилактические аресты проводятся в срок, а всем хозяйством уверенно правит крепкая рука верховного канцлера Сатлера. Хорошо-то хорошо, да как-то не очень… но говорить об этом не положено – пропадешь как-нибудь ночью из своей постели, и поминай как звали. Народ безмолвствует, смотрит телевизор, ходит на работу, мирно похрапывает по ночам, когда всем честным и благоразумным людям полагается похрапывать.

В одну из таких ночей неблагоразумная девушка Иви (Натали Портман) попадает в потные лапы местных сотрудников госбезопасности. Ее спасает V, странный парень в плаще и маске, превосходно владеющий кинжалами и цитатами из английской классики. С этого момента Иви, незаметно для самой себя, вступает в новую жизнь и становится пособницей самого необычного террориста в истории.

«V – значит Вендетта»

Интеллектуального и дьявольски ловкого смутьяна в маске сыграл Хьюго Уивинг, которого мы знаем как матричного агента Смита. Наверное, только он один мог справиться с этой задачей с таким блеском. Выжать из неподвижной саркастически ухмыляющейся маски Гая Фоукса (которую так полюбили современные «анонимусы») столько эмоций и оттенков чувств, используя только голос и пластику почти невозможно. Джеймс Пьюрфой, который в начале проекта играл V, с героем не справился и ушел, сказав, что «в маске ему было душно».

V – удивительный герой, герой-пародия, трикстер, безликий насмешник. Он маска, за которой нет человека. Классический герой эпохи постмодернизма. С одной стороны он Зорро – плащ, шляпа, кинжалы, благородное происхождение, пристрастие к одной букве (которую он в начале фильма очень характерно оставляет на стене росчерком лезвия). Он и реинкарнация графа Монте-Кристо – тут и говорить нечего, все на поверхности: страшная тюрьма, побег, месть нескольким людям, сломавшим его жизнь. Он и Фауст, силой разума покоривший вселенную, отдавший душу за идею. Он и Гай Фоукс, и его праздничное чучело, которое сгорит с ликованием, фейерверками в завершение возрожденного праздника 5 ноября.

Да, заблудившийся в веках староанглийский праздник снова взорвет ночь музыкой и фейерверками. В судьбоносную ночь встречи с Иви, V подрывает Олд Бейли, здание лондонского суда. Это пробный шар, предупреждение, сигнал о том, что игра начинается. На следующий день весь город видит его телеобращение, и за террористом в маске начинается охота.

Называть V террористом в полном смысле слова неверно. Его цель не запугать, нет. Он просто вносит в искусственный и страшный порядок правления Сатлера немного животворящего хаоса. Своими взрывами он не убивает людей, а лишь свергает отжившие и запятнавшие себя символы. Как и Гай Фоукс, наш безликий герой хочет встряхнуть старушку-Англию, poor old England to overthrow, как поется в балладе о 5 ноября.
Но только ли высокие и благородные цели преследует V? Ничего подобного. Главная страсть и мысль его – вендетта, возмездие, месть людям, которые ответственны за то, что он потерял человеческий облик. Таких людей трое (вспомним «Графа Монте-кристо»!), и он убивает их одного за другим (хотя и не так изощренно, как вышеупомянутый граф).

Антиутопия не самый распространенный жанр, как в кинематографе, так и в литературе. Антиутопии обычно появляются тогда, когда становится очевидно, что прогнило что-то в Датском королевстве (или Английском, или в любом другом, на ваш вкус), и приходит время задать не самые приятные вопросы.

«V – значит Вендетта» как качественная антиутопия оправдывает ожидания. Тут есть лицемерие политиков, продажность и услужливая гибкость СМИ, тема гомофобии (с ней, по моему скромному мнению, в фильме таки получился перебор). А история с вирусным заражением, которое инициировали политики с целью запугать общество угрозой терроризма и установить диктат? Ничего не напоминает? 11 сентября, взрывы в лондонской подземке, жилые дома в Волгодонске и Москве, наконец.

Братья Вачовски и их давний соратник Джеймс МакТиг в своем фильме «V – значит Вендетта» берутся за наиболее неудобные темы современности, но было бы наивно ждать от создателей захватывающей «Матрицы» просто тоскливого назидания (хотя, конечно, заумных речей и в «Матрице» хватало). Взяв за основу графическую новеллу Алана Мура, сценаристы поместили серьезный разговор в антураж комикса. Так получился уникальный мир «Вендетты»: красивый, контрастный, намеренно упрощенный до схемы, но, при этом, все равно глубокий, так как рассказывает о живых людях.

Люди выходят на площадь перед объятым пламенем зданием Парламента и снимают маски, потому что больше незачем прятаться, теперь можно быть свободным не только под маской. И этим они обязаны человеку, который так и не открыл своего лица.

Помню не зря пятый день ноября
И заговор пороховой.
Проходят века, но скорбь и тоска
Навек остаются со мной.

Всеволод Шапошников