Совсем недавно, 9 марта 2014 года, французская актриса Жюльетт Бинош отметила свой 50-летний юбилей.

Трудно было себе представить, что когда-то еще совсем юная Жюльетт, робко начинающая у Жан-Люка Годара в «Приветствуя, тебя Мария» и постепенно находящая себя у Андре Тешине в «Свидании», будет праздновать юбилей и играть уже совсем другие роли… Но слава богу, великая актриса умеет отделять «зерна от плевел» и не скатываться на пятом десятке лет до ролей светских дам и старлеток. Бинош по-прежнему востребована, как в мировом кино, так и в родной Франции, где ее никогда особо не жаловали. Чего стоит только всего один «Сезар», правда за первый фильм триптиха Кесьлёвского — «Три цвета: Синий», да было множество номинаций и более ничего…

Как говорит сама Жюльетт: «для французов я — иностранка, для иностранцев — француженка». Именно так — на противоречии и противостоянии складывалась кинокарьера актрисы. Уже сейчас, при взгляде назад кажется, что тот большой путь, пройденный Бинош, не под-силу, наверное, больше никому из ее современников. Во Франции всегда чтили и боготворили «своих»: Дарьё, Синьоре, Сейриг, Моро, Мерсье, Бардо, Жирардо, Ардан, Аджани, Юппер и Денев, наконец. Многие из них сыграли в знаковом фильме Франсуа Озона «8 женщин», но Бинош не пригласили… По сути она никогда кажется и не была этой частью большой «французской семьи»… Она была как будто сама по себе, и, пожалуй, никто сейчас ее в этом не упрекнет, и будет прав.

Жюльетт самая «международная» из всех европейских актрис. Те режиссеры, с которыми она работала являются представителями разных стран, национальностей и религий. Но что-то объединяло их, а вернее кто-то… — Бинош!

Американцы — Кауфман, Феррара, Фиггис, МакГихи и Сигел, Хеджес; аргентинец Амигорена; австралиец Скеписи; австриец Ханеке; британцы — Мингелла, Эдвардс, Космински, Бурмен; бельгийка Акерман; израильтянин Гитай; иранец Киаростами; канадец Кронеберг; норвежец Поппе; поляки — Шумовска и Кесьлевский; швед Халльстрём; таец Хоу Сяо-Сян; японец Сува и целая россыпь французских режиссеров — Годар, Тешине, Дуайон, Прадинас, Каракс, Маль, Раппно, Кюри, Томпсон, Леконт, Клапиш, Дюмон, Ассаяс…

Каждый фильм для неё как отдельно прожитая жизнь, каждый режиссер — окно в другой мир. Жюльетт не перестает открывать для себя все новые грани актерского ремесла, и, возможно, будет делать это, пока ей самой не наскучит.

Из всего впечатляющего списка киноработ Жюльетт, по-настоящему трудно выбрать пять лучших. Хотя нет, «выбрать» — это не то слово. Просто рассказать о наиболее значимых ролях Бинош, важных, прежде всего, для нее как актрисы и женщины.

 

Любовники с Нового Моста

Фильм — шок, овеянный мифами и легендами, до сих пор будоражащих общественность, фильм-провал, но и фильм-шедевр. 

Информация о фильме

Год — 1991


Страна — Франция


Режиссер — Леос Каракс


Жанр — драма


Премьера в России — фильм не  выходил в прокат в РФ


Возраст — 18+


Время — 125 минут


Amants-du-Pont-Neuf-Les-7d3226e0

 

Картина снималась в Париже, большая часть — сцены на мосту Пон-Неф, старейшем (хотя он и зовется Новым) и знаменитейшем в столице Франции. Летом 1988 года Леос  закончил сценарий и непосредственно приступил к «Любовникам» с бюджетом в 32 миллиона франков и с разрешением на трехнедельные съемки на Новом мосту. Одновременно на юге страны, недалеко от Монпелье, была выстроена скромная декорация моста. Она должна была использоваться для ночных сцен.  Сроки были сорваны, и тогда возникла беспрецедентная идея — построить точную копию Нового моста и окружающего его района Парижа.

Каракс был вынужден превысить бюджет во много раз. Один из продюсеров картины Ален Дахан покончил с собой, а с деньгами на съемочный процесс помог тогдашний министр культуры Франции — Жак Ланг. По некоторым разговорам, Жюльетт лично просила помощи в финансировании… Актеры совершили настоящий подвиг на съемках. Альтер-эго режиссера Дени Лаван и Жюльетт, в роли полуслепой художницы-клоашара Мишель, буквально рисковали своими жизнями. Герой Лавана, Алекс глотал подожжённые пики, а когда до начала съемок учился делать акробатические этюды, серьезно повредил сухожилие, Бинош рассекала на водных лыжах и чуть не разбилась о каменную кладку моста, в одном из эпизодов повредила себе барабанные перепонки, стреляя из пистолета. Лаван и Бинош работали без дублеров, они словно проживали жизни своих героев.

Позже Жюльетт скажет:

 «Каракс говорил, — вспоминает актриса, — что никогда не мог бы делать ничего подобного с Бельмондо или другими звездами – и не из страха за их жизнь, а потому что никто из них не сумел бы прожить фильм как личный опыт. Каракс – это моя юность и часть моей жизни, мы должны были вместе жить и верить, я была членом группы, семьи, так сказать, банды».


 

Три цвета: Синий

Первый фильм трилогии Кшиштофа Кесьлевского, для роли в котором Жюльетт дважды сказала «нет» Стивену Спилбергу. Он приглашал актрису в «Парк Юрского Периода» и «Список Шиндлера». «Синий» — фильм, давший Жюльетт Бинош международное признание — «Золотой Лев» в Венеции в 1993 году для Кесьлёвского и «Кубок Вольпи» для самой актрисы. 

Информация о фильме

Год — 1993


Страна — Франция, Польша, Швейцария


Режиссер — Кшиштоф Кесьлёвский


Жанр — драма


Премьера в России — фильм не  выходил в прокат в РФ


Возраст — 12+


Время — 100 минут


kinopoisk.ru

 

«Синий» — цвет скорби, полутон, преследовавший героиню на протяжении всей картины. Жюли в автокатастрофе теряет мужа и дочь… но сама остается жива… Трагедия оборвала две жизни… Одна — долгая, запутанная, яркая — жизнь мужчины сидевшего за рулем. И вторая — совсем невинная — жизненная ниточка её маленькой девочки.

Судьбе было угодно оставить нетронутой одну жизнь — жизнь женщины, жены и матери. В чем смысл дальнейшей жизни героини без дочери и мужа? Жюли совсем одна, наедине со своей бедой. Горе ее огромно, как впадина в океане, и темна, как бездна. Боль разъедает ее изнутри, синий будет преследовать героиню постоянно, он как бы снедает ее, но Жюли старается изо всех сил гасить боль от потери, она сдирает себе руку о каменную стену, жадно грызет синий леденец, напоминающий о дочери, и при этом не чувствует физической боли и ни одной слезинки…

Плачут другие, но не она.

Молодая вдова рвет все ниточки с прошлой жизнью, продает все свое имущество, оставляет огромный загородный дом и пытается начать жизнь заново: в новой квартире, с новыми людьми. Единственное, что Жюли забирает с собой это небольшой светильник с хрустальными подвесками из сине-голубых кристалликов, своеобразное напоминание о дочке Анне.

Патрис оставил после себя огромное наследие, но Жюли во многом влияла на то, каким в результате становилось то или иное произведение, являясь полноценным соавтором супруга.

Фильм наполнен большим количеством символов, и синий — один из них!

Прошлое никак не хочет отпускать героиню… Она чувствует, что пытаясь убежать от прошлого и стереть воспоминания о тех людях, что были ей дороги, сама загоняет себя в тупик. В Жюли нет жалости и обиды на весь мир, она обретает способность просто по-человечески отпустить свою боль и синяя тоска отступает перед тем, что зовется жизнью… Синий по Гете — «цвет, создающий странное, невыразимое воздействие». Кесьлевский помимо визуальной стороны синего позволил зрителю его еще и услышать в музыке — флейте, в оркестровом исполнении. Жюли творит, меняет, смягчает мелодию концерта. Синий — это и есть музыка, она договаривает нам то, что не видно на экране.

Финальные кадры «Синего» — метафора любви, зритель видит людей, с которыми столкнула Жюли судьба после трагедии: Антуана, пожилую мать героини, соседку Люси, а дальше на синем экране УЗИ — будущий младенец и рядом счастливое лицо матери. И последний кадр — слезы Жюли, в красно-синем цвете, после любовных утех с Оливье. Слезы пробились сквозь внутренние преграды, наконец, проходящая скорбь и боль… Слеза катится по щеке впервые за долгие месяцы, совсем немного улыбнувшейся Жюли…


 

Код неизвестен

Одна из самых недооценённых картин в фильмографии Михаэля Ханеке. Именно Жюльетт способствовала приглашению ныне мэтра, культового австрийца, поработать во Франции. Фильм получил «Приз экуменистического жюри» Каннском кинофестивале 2000 года. На момент съемок Бинош была беременна своим вторым ребенком, дочкой Ханной. В одном из эпизодов картины это хорошо видно. 

Информация о фильме

Год — 2000


Страна — Франция, Германия, Румыния


Режиссер — Михаэль Ханеке


Жанр — драма


Премьера в России — фильм не  выходил в прокат в РФ


Возраст — 18+


Время — 118 минут


Code-inconnu-Recit-incomplet-de-divers-voyages-2313357e

 

В русском и английском переводах из названия фильма выпала вторая часть – «Неоконченный рассказ о нескольких путешествиях». Герои фильма и являются этими путешественниками по жизни. Большая часть фрагментов «кода» снята статической камерой, как бы камерой наблюдения, в кадре – даже не события, а просто некие зафиксированные на плёнку кусочки реальности, потоки жизни, а также фрагменты творчества актрисы Анны и её друга Жоржа.

Единой сюжетной линии в фильме нет. Фильм состоит из нескольких — десятка два-три частей, которые сюжетно между собой не связаны, и даже как бы не смонтированы. Между частями – стыки в несколько секунд из абсолютно чёрных кадров безо всякого изображения и звука, каждая часть не окончена, почти все части обрываются буквально на полуслове – человек ещё говорит и вдруг обрыв, чёрный стык, и пошла уже другая часть. Эти разрозненные части объединены персонажами, которые почти все пересекаются в первом после пролога эпизоде: из подъезда дома выходит и идёт по парижской улице молодая женщина, Анна Лоран — актриса (Жюльетт Бинош). Возле дома её ждет Жан (Александр Хамиди), младший брат её бойфренда Жоржа (Тьерри Нойвик), военного фотографа. Жан сбежал с отцовской фермы: «Жду уже целый час. У вас код в подъезде сменили. — Почему не позвонил? – Я звонил – автоответчик». Анна удивлена побегу («Я думала, тебе нравится на ферме»), но соглашается приютить его. Сообщает код от двери и угощает пирожком.

Фильм словно множество фресок — почти все следующие части-фрагменты фильма будут связаны с разными людьми: актриса, её друг, брат друга, их отец, Амаду, его семья, румынская эмигрантка Мария. Но какой-то законченной истории или историй в фильме выстроено не будет.

Эта неизвестность «кода» развёртывается в фильме в глобальную метафору фундаментальной некоммуникабельности, человеческой разъединённости и отчуждения, причём на всех самых разных уровнях – вербальном, чувственном, действенном, социальном, национальном. Люди не понимают друг друга, и не могут понять, ибо код их сообщений, посылаемых друг другу, неизвестен. Люди разъединены и одиноки. Причём Ханеке не строит сухую схему, все его «фильмы» в фильме сплетаются в плотный жизненный клубок, в котором невозможно разобрать кто прав, а кто виноват. Есть лишь реальность, код которой неизвестен.


 

«Копия верна» или «Заверенная копия»

Фильм иранца Аббаса Киаростами. Эта роль во многом помогла отойти Жюльетт Бинош от периода относительных неудач… Бинош была вознаграждена «Золотой пальмовой ветвью» за свою роль на Каннском кинофестивале 2010 года.

Информация о фильме

Год — 2009


Страна — Франция, Италия, Бельгия


Режиссер — Аббас Киаростами


Жанр — драма


Премьера в России — 27 января 2011 года


Возраст — 16+


Время — 106 минут


Copie-conforme-6a58dbcc

 

Это фильм о настоящем и искусственном, и о стирании граней между этими понятиями. Действие ленты происходит в Италии, куда главный герой, английский писатель, приезжает рекламировать свою книгу «Заверенная копия».  Она о том, как соотносятся оригинальные произведения искусства и их дубликаты. Книга утверждает, что если дубликат производит на зрителя такое же впечатление, как оригинал, значит, дубликат ничем не хуже оригинала. История произведения искусства не имеет значения. Писатель знакомится с француженкой, владелицей картинной галереи (Бинош). Она предлагает повозить его по окрестностям, показать итальянскую архитектуру. Она приводит его в кофейню. Пока он разговаривает по телефону, героиня общается с пожилой владелицей кафе, которая принимает их за мужа и жену. Героиня не поправляет ее, наоборот, она начинает придумывать историю их несуществующего брака. Писатель невольно к ней присоединяется и они разыгрывают перед владелицей кафе роли супругов, женатых уже 15 лет и уставших от супружеских обязанностей. А потом, уехав из кафе, продолжают общаться как только что придуманные ими персонажи – муж и жена.
Фильм никак не объясняет этот сдвиг реальности: то ли действие развивается по законам магического реализма, то ли писатель включается в игру героини, потому что ему интересно применить на практике теорию, изложенную в его книге. Есть и третья трактовка: герои на самом деле муж и жена, в первых сценах фильма изображавшие незнакомцев.

У меня нет объяснения событиям, происходящим в фильме, – говорит Бинош. – Наш фильм задает вопросы, но не предлагает ответов. Думаю, это фильм об отношениях, о том, как мужчина и женщина общаются друг с другом. Женщины готовы открыться полностью, до унизительной обнаженности чувств, но мужчины воздвигают между собой и женщиной броню интеллектуальных теорий, потому что им необходима защита. Мы все время ходим друг вокруг друга, совершаем одни и те же ритуалы в разных условиях. Это как танец. Когда обе стороны испытывают страсть, у них может получиться нечто прекрасное. Но страсть требует полной самоотдачи, а это тяжело”.


 

Камилла Клодель, 1915

Одна из последних больших работ актрисы у режиссера арт-мейнтстрима Брюно Дюмона, до этого фильма никогда не работавшего с профессиональными актерами, но для Жюльетт режиссер сделал исключение.

Информация о фильме

Год — 2013


Страна — Франция


Режиссер — Брюно Дюмон


Жанр — драма


Премьера в России — 11 июля 2013 года


Возраст — 16+


Время — 95 минут


Camille-Claudel-1915-b118af88

 

Брюно Дюмон снял фильм в своем духе, предельно аскетичное, наполненное меланхолией и страданиями действо. Картина предельно точно и реалистично декларирует о трех днях из жизни женщины — скульптора Камиллы Клодель, помещенной после смерти отца в сумасшедший дом своей же семьей. В заточении рушатся надежды Камиллы найти понимание и признание таланта. Она не в состоянии больше творить и создавать произведения искусства, ее душа сломлена, но еще не умерла…

Нет больше скульптора Камиллы Клодель, но она еще сохраняет надежду выйти из стен. Она денно и нощно ждет брата Поля — это дает ей возможность жить, с болью и нерешительностью в глазах… Ее душа еще светла, ее лик еще не потерян для лучей солнца. И это осознание не ушедшей надежды держит нас до конца… не Камиллы, а конца этого ада.

Разговор с Полем напряжен и литературен словно в пьесе. Сестра и брат, как лед и пламень — она горяча и открыта, Поль холоден и тверд. Диалог не приводит ни к чему, кроме «мнимой» надежды Камиллы вырваться из-за стенок в очередной визит брата. Главный врач клиники призывает Поля забрать сестру, она «стала спокойней и не представляет никакой опасности для общества, может жить одна, где-нибудь под Парижем и заниматься любимым делом». Поль нем, он как будто не слышит слов доктора… Мы понимаем, мадемуазель Клодель не выбраться из Монверга никогда.

Практически каждое слово, произнесенное Камиллой и Полем Клоделем, в действительности неотредактированные цитаты из их дневников и переписки, и вся эта история правдива. Фильм Дюмона — это наблюдение над художником, лишенным возможности творить и оттого стремительно теряющим человеческий облик.

Последняя сцена картины: Камилла вышла в сад, присела на скамью у каменной стены, ее взгляд устремлен в даль и утренние солнечные лучи озаряют ее светлое, морщинистое лицо. Легкая улыбка и томная глубина в глазах — она смирилась со своей судьбой.


Как бы это ни было удивительно, позволил себе не говорить о других значительных фильмах актрисы, ведь по большому счету можно было поговорить и о «Дурной крови» того же Каракса, об экранизации культового романа Кундеры «Невыносимая лёгкость бытия», снятого Кауфманом, об «Ущербе» Маля и, наконец, об оскароносном «Английском пациенте». Но все это уже совсем другая история и, возможно, обо всем этом напишет кто-то другой и в следующий раз.