Рецензия на фильм «Годзилла» режиссера Гарета Эдвардса.

Первый фильм в веренице лент про ужасного ящера, наводящего страх на землян, вышел в далеком 1954 году. Режиссер Исиро Хонда заложил основы для будущих голливудских лент, пробуждавших в зрителе сильные эмоции от созерцания рушащихся зданий, падающих в бурлящий речной поток локомотивов, взрывающихся автомобилей и прочей пиротехники. Но первую «Годзиллу» менее всего можно назвать «фильмом ужасов» или «фильмом катастрофой». Хонда снял притчу по следам блистательной научно-популярной литературы тех лет, авторы которой ставили перед собой глобальные вопросы.

godzilla1
Кадр из фильма «Годзилла» (1954), режиссер Исиро Хонда

Полная фотогалерея: «Годзилла» — как менялся монстр>>

Годзилла – не просто бессмысленное и беспощадное чудо-юдо морское, которому неймется убивать людей и рушить общественные постройки, а порождение испытаний водородной бомбы. Человек, еще в середине 1950-х считавшийся венцом природы, пробудил дремучие силы хаоса, выплеснувшего на берег гибрид кровожадного динозавра и неубиваемого киборга. Ни пули, ни бомбы, будь они даже последним писком военной моды, не брали чудовище. В лице Годзиллы природа мстила людям за Вторую Мировую, Хиросиму и Нагасаки…

В конце фильма Исиро Хонды ящер все-таки погибал, но погибал вместе со своим убийцей, талантливым ученым, придумавшим самое страшное оружие, способное убить все живое на Земле. Финал был торжественным и трогательным одновременно. В морской воде Токийского залива, медленно передвигая лапками, умирал Годзилла, а рядом с ним от недостатка кислорода задыхался ученый, осознанно перерезавший трос, соединявший его скафандр с внешним миром. Отец и дитя приняли равную смерть. Победителей не было. Токийский залив, превратившийся в Мертвое море, надел маску мировой скорби. И застыл в минуте молчания, оплакивая безумное человечество и страдалицу-природу…

Фильмы подобных приключенческих жанров всегда были интересны именно идейным содержанием. Не верьте тем, кто презрительно относится к «Челюстям», «Чужому» или «Аватару». За внешней аттракционностью этих картин почти всегда таится серьезный философский вопрос о роли цивилизации в современном мире. Каждый фильм ужасов отражает актуальную на данный момент научную парадигму в прикладной и наглядной форме, какую предоставляет кинематограф.

Информация о фильме

Год — 2014


Страна США, Япония


Режиссер — Гарет Эдвардс


Жанр — фантастика, приключения


Премьера в России — 15 мая 2014 года


Возраст — 12+


Время — 123 минуты


kinopoisk.ru

Таков и новый фильм Гарета Эдвардса «Годзилла», вышедший в юбилейный 2014 год, спустя 60 лет после триумфального фильма Исиро Хонды.

Конфликт в этой ленте строится на противоборстве монстров, выращенных технократической цивилизацией. Страшные гнусы, похожие на гигантских комаров, питаются радиацией и стремятся уничтожить Годзиллу, порожденного водородной бомбой.

На фоне их противоборства развиваются шаблонные человеческие страстишки. Бравый солдат американской армии (Аарон Тейлор-Джонсон), которого ждут дома жена и маленький сын, выполняет долг перед отечеством, защищая страну от чудовищ. Между тем отец солдата положил свою жизнь на изучение катастрофы на атомной электростанции, где погибла его жена и мать бравого американского бойца.

Персонажи Брайана Крэнстона и Жюльет Бинош умирают до завязки основного действия, что символично. Вечно сомневающийся герой-интеллектуал не выживает в строгом нормативном мире, где солдат – это мешок с мускулами, телевидение – единственное окно в мир, а природа – присланная френдом картинка из Instagram.

Монстры подрывают этот устоявшийся мирок изнутри. В их битве снова рушатся здания, локомотивы падают в воду и взрываются автомобили. Пока людишки обдумывают, как и куда сбросить бомбу, да так, чтобы «помощнее!», Годзилла не только убивает гнусов, но и уплывает на дно морское, не затоптав, к слову, в кадре ни одного человека.

Спустя 60 лет к Годзилле пришли разум и способность чувствовать. Человек же, находясь в плену телесного фашизма, совсем стал плох. Инфантилизм достиг своего апогея. Бомбы превратились в игрушки, а мозг, перегруженный знаниями, стал настолько тяжел, что его решили и вовсе сбросить с возу, ведь кобыле от этого легче.

А если завтра война, то Годзилла всегда придет на помощь.