Мероприятия 21-го Мирового Нефтяного Конгресса проходят в Москве 15 — 19 июня благодаря победе в тайном голосовании, определившем принимающую сторону в столице Катара. Традиционно Конгресс организуется один раз в три года, во время прошлого мероприятия на статус принимающей страны претендовали Колумбия и США. До этого Москва становилась городом проведения встречи нефтяников аж в 1971 году.

Проведение Конгресса совпало со сложным временем украинского кризиса, и это как нельзя лучше продемонстрировало истинные приоритеты бизнеса: только одна провинция Канады приняла решения о бойкоте мероприятия, что не сказалось на ходе встречи, в которой принимают участие 4,5 тысячи специалистов и бизнесменов, прибывших из 80 стран. Среди участников — не менее четырехсот представителей топ-менеджмента нефтяных корпораций.

Принципы делового сотрудничества и интересы бизнеса наглядно продемонстрировали разрыв в понимании связей мировой экономики у политиков и людей дела — энергетический сектор не намеревается разрывать давно сложившиеся отношения в угоду политическим кризисам. На форуме обсуждаются вопросы глобального характера, среди которых — пути и стратегии развития нефте- и газодобывающих регионов, которые могут приносить реальную пользу только при партнерской разработке огромных запасов углеводородов.

Участники встречи проявили живой интерес к докладу Игоря Кошина — губернатора российского добывающего региона, Ненецкого автономного округа. Планы России по освоению арктического региона столь масштабны и значимы для мировой экономики, что участники встречи с полным пониманием восприняли новости о подготовке к строительству порта Индига, который должен стать своего рода воротами Северного Морского Пути, имеющего глобальное логистическое значение в развитии отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для России эта территория является значимой благодаря расположению в Арктике — ее развитие формирует статус страны как арктической державы, а этот статус уже стал очень престижным в условиях новой геополитической и экономической реальности. Создание порта Индига и развертывание вокруг него сухопутной транспортной и производственной инфраструктуры сделает этот пункт так называемым “хабом” — местом соединения нескольких транспортных потоков глобального значения. Порт поможет соединить в единой арктической транспортной сети терминалы европейского Роттердама с китайскими и японскими портами и предприятиями через российские железнодорожные и автомобильные магистрали. Их соединение и интеграция приведут к созданию комплексного пути с Востока на Запад, одновременно решая проблему транспортной обеспеченности русской Арктики.

Порт Индига представляет собой одну из частей более масштабного проекта, связанного со значительными объемами инвестиций — соответствующее соглашение между губернатором округа и главой Роснефти было подписано во время экономического форума в Санкт-Петербурге. Соглашение предусматривает интеграцию порта с проектом завода сжиженного газа “Печора СПГ”, от которого ожидают существенных поступлений в региональный бюджет и создания инфраструктуры и новых рабочих мест.

Сегодняшнее состояние транспортной системы таково, что Ненецкий автономный округ испытывает трудности по причине отсутствия развитых железнодорожных и автомобильных магистралей — с центром страны его соединяют сезонные зимники. Создание хаба в порту Индига потребует развертывания инфраструктуры, которая окажется полезной для округа — позволит соединить между собой его населенные пункты постоянно действующими магистралями. Сейчас летнее сообщение обеспечивает только малая авиация со всеми свойственными ей сложностями и ограничениями.

Арктические планы президента Российской Федерации уже вступили в фазу реализации — в рамках мероприятий по освоению региона на развитие транспортной инфраструктуры выделяется не менее 8 миллиардов рублей, которые будут направлены на последние этапы создания дороги между Усинском и Нарьян-Маром. Расходование средств и реализация проекта находятся под контролем премьер-министра Дмитрия Медведева и заместителя премьера Аркадия Дворковича. Предстоит закрыть образовавшийся ранее пробел в трассе — это 83 километра, которые необходимо проложить в непростых условиях Севера. Начальные стадии работ были проведены несколькими годами ранее, а с введением в действие планов освоения Арктики эти задачи стало необходимым решить в кратчайшие сроки.

Отдельная актуальная тема в развитии Ненецкого автономного округа — строительство уже упомянутого завода “Печора СПГ”, который, помимо бюджетных поступлений, может стимулировать газификацию отдаленного региона, хотя в настоящее время эти планы не считаются принятыми на официальном уровне. Логика действий руководства страны — позиция президента, которая прозвучала в Астрахани при обсуждении концепций экологической безопасности и развития ТЭК, говорят о том, что компаниям нефтегазовой отрасли необходимо заниматься не только развитием собственного производства, но и принимать участие в развитии регионов, имеющих стратегическое значение для всей страны. От компаний ожидают существенных вложений в формирование достойного и комфортного образа жизни людей, живущих и работающих в крайне сложных условиях Арктики.

От нефтяников и газовиков Владимир Путин ожидает решений по оптимизации тарифов и снижению цен для потребителей на отечественном рынке, причем это должно коснуться не только корпоративного и производственного сектора, но и граждан, проживающих в регионах, где намерены работать компании. Для этого необходимо закладывать соответствующие расходы при проведении модернизационных работ на добывающих, перерабатывающих и транспортных объектах отрасли. От схемы ценообразования руководство страны ожидает прозрачности, обоснованности и реальной экономической эффективности, чего можно добиться, оптимизируя цепочки передачи топлива, исключая искусственно созданных ранее посредников. Целью преобразований президент считает реальную доступность газового топлива для конечного потребителя на гражданском уровне.

Политика губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Кошина в настоящее время приведена в полное соответствие с требованиями времени и обстановки, скорректирована в направлении, заданном поручениями Владимира Путина — особенно важно, что путям достижения целей избрано сотрудничество с Роснефтью при обоюдной заинтересованности сторон в развитии региона. Для жителей региона будут созданы все условия. Важность принятых решений доказывается тем, что региональные вопросы были вынесены на международный конгресс нефтедобывающей отрасли. В докладе губернатора Игоря Кошина освещались планы развития производственной, транспортной и гражданской инфраструктуры, как неотъемлемые части деятельности по освоению Арктики и ее запасов углеводородов.