В рамках фестиваля «Будущее театральной России» в Ярославле продолжают показывать свои спектакли выпускники ведущих вузов страны.

В среду, 22 апреля, в Волковском театре был аншлаг. На Основной сцене первого русского артисты ВГИК представили постановку в двух частях по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (режиссер — Григорий Лифанов, мастер курса — Владимир Фокин).

На протяжении двух с половиной часов сцены из объемного романа стремительно перетекали друг в друга, выхватывая из произведения важные моменты и преображая их в красочную фантасмагорию. Постановка подчеркнуто эстетична – начиная с костюмов «с иголочки» и заканчивая игрой цвета и света. На сцене преобладают оттенки красного — даже фонари при появлении Воланда горят алым светом. Резкие звуки оттеняют неожиданные повороты событий, тревожности нагоняют звуки грома. Неожиданностью для зрителя стали песни группы «Сплин», которые трижды звучали со сцены, подчеркивая ясность двухчастной структуры. Композиции «Бог устал нас любить», «Чудак» и «Романс» звучат по-новому, обрамляя сцены из «Мастера и Маргариты», и на удивление точно аккумулируют в себе мотивы романа.

Мастер и Маргарита появляются на сцене во второй части, и с этих пор действие набирает скорость. Мастер коротает ночи в разговорах с поэтом Иваном Бездомным в психиатрической клинике, отказывая себе в возможности написать любимой женщине. «Вы шутите, мой друг! Сделать ее несчастной? На это я не способен». Маргарита тем временем заключает сделку с Воландом (красные скамейки, алые фонари и чёрное платье), лишь бы вернуть исчезнувшего куда-то Мастера, преображается и летит на бал (обруч раскачивается над сценой под вакханалию смеха). По мановению воли черта, влюбленные встречаются вновь и возвращаются в свой подвал (чувственная и быстротечная сцена любви в пунцовых отсветах ночи). Сожженный было роман возрождается из пепла, будто бы никогда не горел в огне.

Но в этом подвале они больше ничего не найдут. «Ничего больше не хочу. Оставь меня» — попросит Мастер. Только за порогом смерти они обретут свой вечный дом с венецианским окном и вьющимся виноградом, в котором будет место для любви. Дом, в котором они, наконец, будут счастливы. «Свободен, свободен» — завершает постановку шепот, и со сцены звучит «Романс». Теперь и навсегда.

Впереди ярославцев ждет четыре фестивальных дня. В четверг, 23 апреля, на Основной сцене Волковского театра — музыкально-пластический коллаж «Шоу должно продолжаться» от Красноярской государственной академии музыки и театра.

Фото — Алексей ВедерниковSay Anything