Присутствовали около ста человек.

— Как-то даже стыдно в этом зале сидеть – на городских слушаниях зал на 400 мест не вмещал всех желающих, а тут… — сказал по этому поводу профессор Владимир Тамаров.

Начиная доклад, заместитель председателя правительства области Алексей Долгов отметил, что бюджет 2016 сформирован «в условиях жестких ограничений в связи со сложной финансово-экономической ситуацией в стране». Тем не менее, финансирование социальной сферы будет обеспечено.

Депутат Сергей Балабаев принялся задавать острые вопросы:

— Как же обеспечить финансирование социальной сферы, если бюджет сокращается на 7 миллиардов? С 61,4 миллиарда в нынешнем году до 54,5 в следующем? Мы имеем инфляцию 12%, рост тарифов ЖКХ, транспорта. В этих условиях даже сохранение прежнего финансирования означает сокращение. А правительство сверх этого сокращает расходы на здравоохранение, меры социальной поддержки, на программу доступное жилье? Ожидается, что число граждан живущих за «чертой бедности» вырастет на 4%, то есть на 48 тысяч человек. Как увеличатся расходы на пособия для них? В бюджете это не отражено.

— Сколько у вас еще вопросов? – встревожились организаторы публичных слушаний. И не спроста. Недавно, на заседании комитета в областной Думе Балабаев проявил редкостную настойчивость и задал руководителям правительства более 20 вопросов. Неужели опять?

Но в этот раз Балабаев решил не переутомлять аудиторию.

— Почему статистика показывает нам рост объемов производства в регионе, а в проекте бюджета не отражен рост поступлений налога на прибыль предприятий? – спросил он напоследок.

Ответы председателя правительства области Александра Князькова и его заместителя по финансам Алексея Долгова были аргументированными и убедительными:

— Планируемые расходы на меры социальной поддержки соответствуют уровню нынешнего года потому, что мы уже получили из Минфина подтверждение того, что на эти цели мы получим субсидию. А по отрасли здравоохранение такого подтверждения пока нет и в официальном проекте областного бюджета это не отражено, поэтому кажется, что там финансирование снизится. Но на самом то деле субсидия из федерального бюджета по этой отрасли наверняка тоже будет! – говорили они. – Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума действительно возрастет, но ведь это происходит потому, что и сам уровень прожиточного минимума мы повысили на 22%. К тому же наряду с прямыми доходами малообеспеченных граждан надо учитывать и получаемые ими меры поддержки – жилищные субсидии, пособия на детей, льготный проезд в транспорте и так далее. Все эти обязательства будут выполняться. С ростом производства действительно есть парадокс – это потому, что рост в финансовых документах отражается не сразу, а с запозданием. Мы ожидаем, что поступления налога на прибыль предприятий тоже вырастут в ближайшее время, но в официальных финансовых документах этого пока не видно. И в проекте бюджета тоже. Коррективы будут вноситься в течение следующего года.

Не менее острые вопросы задавал и профессор Владимир Тамаров. Они касались роста долга областного бюджета и расходов на его обслуживание, соотношения консолидированного бюджета области и бюджетов муниципальных образований и других финансовых тонкостей.

— Мы все глубже погружаемся в бюджетный кризис, — констатировал он и предлагал увеличить финансирование инфраструктурных программ – ЖКХ и дорожного хозяйства.

А депутат Александр Лейкин высказал неожиданную и остроумную мысль.

— Всем ставят в пример темпы развития Калужской и Белгородской областей, а ведь это регионы дотационные. Мы же — регион-донор, наряду с Тюменью, Москвой и Санкт-Петербургом. Получается, что наш департамент финансов рисует благополучные цифры, но из-за этого мы получаем из Минфина помощи меньше, чем другие? Может, следует вести себя по-другому? Ведь опытный бухгалтер всегда может нарисовать отчет так, что вместо прибыли будут убытки.

— Минфин – организация серьезная, там цифры не рисуют, — покачал головой заместитель председателя правительства Алексей Долгов. – И действительно, бюджетная обеспеченность на душу населения в Ярославской области выше среднероссийских показателей.

А председатель правительства Александр Князьков, хоть сначала и развеселился от высказанной Лейкиным идеи, потом ответил серьезно:

— Превратиться в дотационный регион…  Тогда придется забыть и про инвестиционные проекты, и про программу поддержки промышленности, и про строительство ФОКов и бассейнов. Придется отказаться от бюджета развития вообще.

Регламент публичных слушаний по бюджету не предусматривает голосования «за» или «против». Так что решение было простое – «принять информацию к сведению, просить правительство учесть высказанные предложения».

Покидая зал профессор Тамаров сказал:

— Напрасно правительство пытается скрыть сокращение расходов. Оно есть абсолютно по всем отраслям. Ничего не поделаешь, в условиях кризиса это неизбежно. Но сейчас главное – поддержать те точки роста, которые после окончания кризиса смогут сделать рывок вперед.