Последние годы состояние дорог в Ярославской области ругают все. В прессе и в социальных сетях это одна из самых обсуждаемых тем. Целый ряд общественных организаций не раз проводили массовые акции посвященные этой проблеме – то показательные замеры ям устраивали, то «похороны дорог» организовывали, поминая при этом фамилии руководителей главных фирм дорожной отрасли – Погосяна и Авдаляна.

Вот и ЛДПР недавно провела свою акцию. В пятницу, 22 апреля, активисты Ярославского регионального отделения ЛДПР во главе с депутатом областной Думы Андреем Потаповым своими руками заасфальтировали участок дороги на углу улиц 8 марта и Семашко в Красноперекопском районе Ярославля.

— Мы выбрали именно этот участок, основываясь на обращениях ярославцев, — сказал депутат Андрей Потапов. — Конечно, улично-дорожная сеть в плохом состоянии почти на всей территории города, но из Красноперекопского района жалоб особенно много, причем в большинстве упоминается этот поворот. Тут очень оживленное движение транспорта, а ямы просто ужасные.

Социологические опросы показывают, что люди озабочены состоянием дорог больше, чем любой другой проблемой. Безработица, рост цен, низкие зарплаты, тарифы ЖКХ, конечно, тоже волнуют. Но дороги по значимости перекрывают все эти проблемы в два-три раза. Причем одними акциями проблему не решишь. Надо разобраться, как же мы дошли до жизни такой.

Вопрос ремонта дорог обсуждался в Ярославской областной Думе не раз. И вот что выяснилось.

В информации предоставленной областным правительством говорится: «в условиях ограниченного финансирования нормативные сроки ремонта дорог из года в год не соблюдаются и накопившийся за десятилетия «недоремонт» составляет 98%. Это почти вся действующая сеть дорог»!

— По нормативам в нашем регионе полагалось бы ежегодно ремонтировать более тысячи километров дорог, причем половину из них капитально. Программы 2014 и 2015 года не обеспечивают даже 5% от этих нормативов. Как впрочем, и программы предыдущих лет этак 25-ти, считает депутат Андрей Потапов.

На этом фоне ярославцев особенно удивил и возмутил показанный по ТВ диалог ярославского губернатора Сергея Ястребова и Президетом РФ Владимиром Путиным, состоявшийся в марте во время проходившего в Ярославле заседания Госсовета. Губернатор сказал, что в последние годы состояние дорог в регионе улучшается, а президент согласился, что оно «неплохое».

В ответ социальные сети буквально взвыли от возмущения. «Да они что? Слепые?» — писали блогеры, — «Ну ладно, президент на самолете прилетел. Но министры, генералы, губернаторы и другие участники Госсовета – они-то ведь на машинах в Ярославль приехали!»

А разгадка тут простая. Когда министры и тем более президент говорят «дороги», то они по привычке понимают под этим словом только федеральные трассы. А областные и тем более муниципальные дороги, и уж тем более внутригородские улицы и тротуары – это не их компетенция. Это забота местной власти.

С федеральными то трассами все действительно «неплохо». В период с 2012 по 2014 год по федеральной программе восстановлен 100% нормативный ремонт. Что же касается региональных дорожных фондов – тут сложнее. Надо помнить, что региональные фонды в течение ряда лет вовсе не существовали – они были ликвидированы. Все поступления транспортного налога и неналоговых источников поступали в федеральный фонд и уже оттуда передавались в регионы. Естественно, по остаточному принципу.

Начиная с 2014 года региональные дорожные фонды были воссозданы и наконец региональные власти получили возможность планировать ремонты на своей территории самостоятельно. Но проблем с финансированием это пока не решило. В 2013 году на дороги в регионе потратили 4 миллиарда 800 миллионов, в 2014 – 4 400, в 2015 – 4 200.

— Мы давно предлагаем закрепить за региональным дорожным фондом поступление денег от штрафов и передать региону часть полномочий по взысканию этих штрафов, — говорит депутат ярославской областной думы от ЛДПР Андрей Потапов. – И вообще перераспределить поступления в дорожный фонд в пользу региональных бюджетов. Взять, например, сборы с большегрузного транспорта через систему «Платон». В принципе, ЛДПР выступала и выступает против этих дополнительных поборов с грузоперевозчиков. Потому что эти сборы приведут к увеличению стоимости перевозок и в конечном итоге к росту цен на все товары. Но если уж эти сборы все равно вводятся, то было бы справедливо направить вырученные средства как раз в региональные дорожные фонды на ремонт разбитых большегрузными автомобилями местных дорог. Мы знаем, что сейчас Минфин планирует оставить деньги себе, но надеемся, что здравый смысл восторжествует и большая часть денег все-таки будет передана регионам. Тогда и на дорогах регионального и муниципального статуса тоже можно будет добиться ремонта на 100% соответствующего нормативам.

Надо напомнить, что Ярославль уже пару лет активно борется за то, чтобы перераспределить средства областного дорожного фонда в пользу города. Ведь большая часть машин сосредоточена здесь. Здесь же собирается и 80% транспортного налога. А достается городу лишь 20% от собранных тут налогов. Этот перекос тоже надо исправлять.

Ну и конечно, особого внимания требуют вопросы качества ремонта. Названия фирм «Трасса» и «Автодор», принадлежащих Погосяну и Авдаляну уже навязли у всех в зубах. Не раз им предъявлялись претензии по качеству, в судах рассматривались иски о взыскании с этих фирм штрафных санкций за неудовлетворительное качество работ по строительству и ремонту. Тем не менее в список недобросовестных подрядчиков эти предприятия не включены.

В конце концов, областное правительство пошло на создание государственной компании «Ярдормост», в которой постаралось объединить наиболее квалифицированные кадры дорожников. Предполагалось, что большую часть дорожных работ будет теперь выполнять как раз эта компания. Но охватить весь объем работ силами одной этой компании невозможно, и она берет себе в качестве субподрядчиков все те же «Автодор», «Трассу», «Радострой»…

— И я, и другие депутаты областной Думы неоднократно рекомендовали областным и городским властям усилить текущий контроль за ходом работ подрядчиков, за соблюдением технологии, — говорит депутат Андрей Потапов. – Чтобы недостатки качества выявлялись не в момент приема выполненной на том или ином участке дороги работы, а прямо в ходе работ, пока не поздно и нетрудно исправить недостатки. Надеюсь, что эти чисто организационные меры будут приняты, налажены и дадут хороший эффект уже в ближайшее время.