Не менее десятка лет российское правительство предпринимает попытки навести порядок на рынке ЖКХ страны, однако, как можно видеть из целого ряда частных примеров, все эти попытки остаются тщетными. Одна из таких попыток была предпринята в феврале 2006 года, когда Кабинет министров Российской Федерации принял Постановление №75 «О порядке проведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами», обещавшее упорядочить большинство процессов в ЖКХ.

Участники рынка жилищно-коммунальных услуг, разумеется, восприняли этот документ с воодушевлением, надеясь, что на рынке действительно образуется некоторая прозрачность и будет установлен хоть какой-то порядок. Но, как водится, ожиданиям было суждено оставаться таковыми, потому как все потуги правительства снова свелись на «нет» банальной бюрократией.

Самым заметным и свежим примером того, сколько подводных камней сулит предпринимателям участие в торгах, можно назвать конкурс, проведенный 18 ноября 2016 года администрацией Красногорского муниципального округа Московской области. По итогам проведения конкурсной процедуры был выбран победитель торгов – управляющая компания «Авантаж Прогресс», — которая завоевала право управления домом №18, расположенным по Красногорскому бульвару в одноименном городском поселении. Основываясь на результатах торгов, Главное управление Государственной жилищной инспекции Московской области 29 декабря того же года внесло компанию-победителя в реестр лицензий региона, что позволяло ей приступить к управлению указанным объектом.

Можно было бы сказать, что система и все ее механизмы действительно начали работать эффективно, вот только позднее ситуация развернулась практически на 180 градусов, продемонстрировав обратный эффект. Старая управляющая компания ООО «Сфера», которая занималась указанным домом еще со времен его сдачи в эксплуатацию застройщиком, и осуществляющая управление, не имея на то никаких законных оснований, напрочь отказалась передавать дела новой администрации и подпускать «Авантаж Прогресс» к управлению объектом. Более того, находясь буквально в роли заложника ситуации, «Авантаж Прогресс» не имела никаких законных способов изменить ситуацию – не помогли даже систематические обращения с жалобами в адрес Министерства внутренних дел и администрации округа.

Позднее масла в огонь подлила и Госжилинспекция Подмосковья, которая исключила компанию «Авантаж Прогресс» из реестра лицензий области, лишив ее юридического права принять управление домом. Это решение в ведомстве мотивировали тем, что другая сторона конфликта предоставила ему протокол голосования на общем собрании собственников квартир. Вот только позднее экспертиза показала, что сам протокол является не более чем подделкой.

Целых 8 месяцев судебных тяжб потребовалось компании «Авантаж Прогресс» для того, чтобы восстановить справедливость и вынудить областное управление Госжилинспекции восстановить свои законные права, снова внеся данные в реестр лицензий Подмосковья. В то же время, вторая сторона спора, который тянется с конца прошлого года, продолжает настаивать на недействительности итогов проведенных ранее торгов и подает арбитражные жалобы, требуя отменить результаты конкурса. Очередной иск старой управляющей компании против УК «Авантаж Прогресса» и ставшей на его сторону Федеральной антимонопольной службы в минувшем месяце рассмотрел Арбитражный суд Москвы, принявший решение отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Впрочем, не исключено, что точка в этой истории еще не поставлена.