Одним из рекордов прошедшей XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года стал светящийся мост через Енисей. Он «растиражирован» по миру в бесчисленных селфи социальных сетей и уже обретает статус «Эйфелевой башни» Красноярска. Для инженеров это первый в России и уникальный проект архитектурной подсветки железнодорожного сооружения длиной в 970 метров. Испытание морозом и популярностью «обновленная» конструкция прошла успешно.

Проект освещения моста стал для РЖД инновационным. Подсветка автомобильных мостов нам привычна – технически она проще, но железнодорожный переход с его ударно-вибрационными нагрузками и сложным оборудованием оснастить куда сложнее. Впервые в России железнодорожники выполнили не просто технологическое освещение, а организовали абсолютно новую архитектурную подсветку сложного инженерного сооружения такой протяженности на магистрали масштаба Транссиба. Специалисты ведущего научно-проектного института РЖД АО «НИИАС» при поддержке Красноярской железной дороги, свето-дизайнеров, проектировщиков, монтажников, представителей ООО «ТМЦ» сделали свое «чудо» в кратчайшие сроки. Некогда мрачноватая громада мостового перехода ночью превращается в яркий, воздушный и прозрачный профиль. Между собой жители Красноярска уже называют мост «Хрустальным».

Упоминание Эйфелевой башни не случайно, ибо история моста намекает на гордость французской столицы. Между двумя полотнами современного железнодорожного перехода сохранены «быки» (основания) знаменитого дореволюционного сооружения, возведенного под руководством инженера Евгения Кнорре по проекту профессора Императорского Московского Технического Училища Лавра Проскурякова. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Красноярский мост удостоился Гран-при и золотой медали «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри возглавлял знаменитый инженер Гюстав Эйфель, получивший за десять лет до этого такой же приз за свою знаменитую башню. Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, в разделе «Россия», наряду с Кремлем и Петродворцом.

Современное сооружение состоит из двух встречных путей, между которыми 35 метров. Рядом находится уже подсвеченный красной полосой автодорожный мост. Задача дизайнеров и инженеров АО «НИИАС» была сложной технически и творчески. С одной стороны объект нужно было ярко выделить, а с другой учесть все ограничения, связанные с движением поездов и транспортной безопасностью. Например, было недопустимо использование цветовых решений, способных ввести в заблуждение машинистов: красного, зеленого, желтого. Особое внимание было уделено электромагнитной совместимости светодиодного осветительного оборудования с устройствами сигнализации, централизации и блокировки. Железнодорожный мост в Красноярске, является еще и энергетическим мостом, связывающим город высоковольтными линиями электропередач, которые дополнительно влияют на все приборы. Проработка технических решений в этой части шла совместно с ведущими учеными Академии Электротехнических наук РФ.

— Инженеры провели светотехнические испытания на месте для оценки уровня яркости осветительных приборов на фермах моста. Ряд компаний представили свои приборы различной мощности. Световые источники смонтировали в одинаковых условиях на одном пролете моста, чтобы выбрать наиболее эффективное решение. Испытывались варианты освещения теплого, холодного и нейтрального белого света, — рассказывает руководитель Центра светодиодных технологий АО «НИИАС» Алексей Иньшаков. — Была отработана возможность размещения осветительных приборов внутри и снаружи металлических ферм моста и выбран холодный белый цвет для равномерной подсветки всех металлоконструкций.

Монтаж вели в условиях сурового климата — мороз доходил до 37 градусов. Всего на двух частях мостового перехода разместили 1258 светодиодных осветительных приборов, подвели новые линии электропитания суммарной протяженностью почти 11 км. При монтаже были учтены нагрузки и вибрация, а также устойчивость к сибирским морозам. Специально под проект конструировались жесткие узлы крепления к металлоконструкциям ферм: сверлить, приваривать и воздействовать любым иным способом на конструкции моста запрещено. При строительстве мостового перехода возможность архитектурной подсветки, естественно, не учитывалась.

— Этот проект нетривиальный как по сроку исполнения, так и по техническим решениям — часть из них инновационна. С одобрением отметили появление освещения жители города и участники Универсиады. Это тот случай, когда техническая красота становится поистине художественной. Институт готов тиражировать данную технологию с учетом особенностей каждого мостового перехода и предложением определенных новшеств и инноваций, — сообщил генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг.

Универсиада закончилась, а преображенный мост стал заметной частью архитектурного облика города. Управление подсветкой позволяет выполнить два сценария, экономичный и максимально яркий – для освещения в праздничные дни. Красноярский проект подтверждает, что железнодорожные сооружения могут быть эффектными арт-объектами современных городов.