Прошедший в Санкт-Петербурге V Международный арктический форум «Арктика» собрал более 3600 участников со всего мира. В работе форума участвовал и президент России Владимир Путин. Это понятно, ведь для России Арктика и ее проблемы, вопросы развития имеют стратегическое значение. Особенно возрастает оно в контексте перспектив использования Северного морского пути. На наши вопросы о том, каков сейчас правовой статус Северного морского пути и какими правами обладает Россия, ответил российский адвокат Станислав Дроботов.

— Станислав, сейчас Соединенные Штаты Америки выдвигают к России серьезные претензии, что наша страна якобы монополизировала право на арктическое судоходство. С чем связаны эти претензии?

— США, как и подобает сильной державе, стремятся отстаивать свои политические и экономические интересы. Их задача – нейтрализовать «российскую угрозу», и, что не менее важно, получить наибольший доступ к Арктике. Это не только природные ресурсы – нефть и газ, но это и возможность беспрепятственного судоходства, в том числе военного. Москва, конечно, мешает в этом плане Вашингтону.

— Но это политика, а что говорит право? Можно ли считать, что претензии Соединенных Штатов к России законны?

— Нет. Так считать нельзя. И я бы хотел отметить, что у США в свое время были претензии и к Канаде, у англичан – к Норвегии.

Правовой статус морей определён Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS), ратифицированной Россией 26.02.1997. В соответствии со ст. 17 Конвенции при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

Вместе с тем, статьёй 21 Конвенции закреплено, что прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море.

Кроме того, Конвенция закрепляет и право прибрежного государства ограничивать проход судов «не являющийся мирным».

Соответственно, любые правопритязания на Северный морской путь должны основываться, в первую очередь на его статусе. Большая часть СМП лежит в территориальных водах РФ. На самом деле, это понимают все государства, так или иначе заинтересованные в его использовании.

Кстати, ранее действовал так называемый секторальный подход, при котором северные страны объявили о своём суверенитете над Арктикой от границы до северного полюса. По мнению некоторых экспертов Россия после ратификации Конвенции утратила суверенитет над 1,7 млн кв. км акватории.

К настоящему времени существовали предложения закрепить международный статус Арктики, однако развития в каких-либо международно-правовых документах они не получили.

— Сейчас разве не развито международное судоходство по Северному морскому пути?

По сравнению с Южным морским путём Северный морской путь вообще не используется.

В 2014 году через Северный морской путь прошли 24 судна, в 2015 году – 18 судов, из которых только 8 судов – под флагами других государств.

Причины – в сложности пути и суровых условиях Арктики, необходимости ледокольного сопровождения, недостаточной обеспеченностью портами, а также удалённости от основных районов производства и сбыта продукции.

Всё же, больше всех СМП нужен России, а не другим странам. Претензии других государств носят больше политический характер, а также рассчитаны в будущем на возможное военное присутствие.

Хотя не исключаем, что в перспективе интерес к судоходству Арктике может возникнуть, хотя и в совсем не сопоставимых масштабах с Южным морским путём.

— То есть, иностранные корабли все же должны спрашивать у России разрешения для перемещения по Северному морскому пути?

— Должны. И это предусмотрено действующим российским законодательством. Все гражданские суда должны руководствоваться нашим законодательством и международными нормами, регулирующими проход через территориальные воды. Более жёсткие требования установлены для военных кораблей: нужно подавать заявку за 45 дней до прохода, информировать о воинском звании командира, типе судна, численности личного состава экипажа. Кроме того, иностранный военный корабль не может следовать без российского лоцмана.

— Соединенные Штаты понятно, но есть ли у нас другие конкуренты, которые тоже претендуют на Северный морской путь?

Традиционно это Великобритания. Так, британские войска высаживались ещё во время Гражданской войны в Мурманске и Архангельске. Кроме того, свои претензии к России может выдвинуть Норвегия.

Я бы отметил, что интерес к Северному морскому пути все больше проявляет Китай. Например, сейчас в Китае начато строительство ледоколов. Для чего? Ведь у Китая нет выхода к северным морям. Сейчас Китай провозит товары в Европу через Южную Азию, мимо Сомали и Йемена через Красное море и Суэцкий канал. Но Пекину необходима ещё одна транспортная артерия. Китайцы даже назвали СМП «Полярным Шёлковым путём». Поэтому, в Поднебесной рассматривают Северный морской путь, но вопросы с Россией предпочитают решать не информационной войной, а в рамках права и диалога. Если иностранные корабли начнут активно использовать Северный морской путь, то по численности не последнее место среди них будут занимать как раз суда из Китая.

Адвокат Станислав Дроботов: http://drobotov.net/stanislav/