dav

Российские железнодорожники готовы к масштабному внедрению авиационных дронов. Остались только законодательные ограничения, которые могут снять до конца года. Ведущий научно-проектный институт РЖД АО «НИИАС» приступил к программе испытаний и созданию концепции применения воздушных беспилотников.

По данным сайта государственных закупок в РЖД уже сейчас используют более 60 дронов. Специалисты НИИАС считают, что потребность в них гораздо больше. Опрос служб показал, что сфера их применения широка: контроль за элементами пути, мостами и контактной сетью, наблюдение за ходом ремонтных работ, строительством объектов, охрана периметра. Оснащенные лазерными и тепловизионными датчиками мультикоптеры могут сканировать критически важные конструкции, распознавать возможные места схода лавин и оползней, определять теплопотери и незаконные врезки в системе теплоснабжения, контролировать загрузку складских терминалов углем.  И это еще не полный список.

Инженеры НИИАСа провели многочисленные испытания дронов в полевых условиях и составили технические требования РЖД к авиационным беспилотным системам. Выделили 20 ключевых характеристик беспилотников, решающих задачи ситуационной осведомленности при проведении аварийно-восстановительных работ, начиная с дальности полета, веса аппарата и заканчивая особенностями программного обеспечения и качеством передаваемого видео.  Квадрокоптеры хорошо себя показали на учениях ремонтно-восстановительных поездов 22 мая в Туле. Они контролировали ход проведения учений и передавали «картинку» в штаб ликвидации последствий ЧС в Москве. После принятия решения в РЖД, более 150 восстановительных поездов, работающих на железных дорогах первого и второго класса, будут оборудованы беспилотными авиационными системами.

– Пока применение дронов при ликвидации последствий ЧС ограничивает воздушное законодательство. Лететь в оперативном режиме нельзя, сейчас нужно получать разрешение Росавиации за 3 суток, а у нас в таких случаях может не быть и часа. Сейчас в Росавиации рассматриваются наши предложения, в то же время Минтранс вскоре упростит использование воздушного пространства на высотах до 150 метров в режиме прямой видимости в светлое время суток. Нас устраивает всё, кроме времени суток, железные дороги работают круглосуточно. Надеюсь, что и это обстоятельство к концу года будет учтено, – рассказывает Алексей Карелов, начальник отдела АО «НИИАС», занимающийся вопросами беспилотной авиации на железнодорожном транспорте

Специалисты НИИАС, в том числе планируют разработку системы защиты дронов от перехвата и создание комплекса охраны ключевой инфраструктуры РЖД от атаки с воздуха – кибербезопасность сейчас в приоритете. Следующим шагом будет создание комплекса эксплуатации авиамодулей: учет беспилотников, их техобслуживание, повышение квалификации персонала. Всё это будет увязано с цифровыми картами, которыми традиционно занимается НИИАС.

– Для инженеров и ученых будущее это не абстракция, а то, что они сегодня создают и проверяют на испытательных полигонах, – говорит генеральный директор АО «НИИАС» Игорь Розенберг. – Наш институт стал центром компетенций в области авиационных систем РЖД и в этом качестве не уступает зарубежным инжиниринговым компаниям. Мы разрабатываем большие комплексные решения, понимая, как в дальнейшем они будут интегрироваться в экосреду как российских, так и зарубежных железных дорог.

На майском железнодорожном инновационном форуме, организованном Азиатским банком развития и Международным союзом железных дорог в Маниле, была отмечена огромная значимость проекта НИИАС по использованию дронов для мониторинга железнодорожной инфраструктуры, проводимого в рамках международного научного гранта.