Депутаты ГосДумы, представители ФССП и представители ТПП РФ в Известиях на пресс-конференции обсудили проект федерального закона о негосударственных судебных исполнителях, разработанный в Торгово-промышленной палатой РФ.

«Комиссия по финансовой безопасности, чьи эксперты разрабатывали законопроект, при его создании проделала колоссальную работу, и мы считаем, что время для принятия такого закона пришло», — сказал председатель Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

«По итогам 2018 года на исполнении всего находилось 87 млн исполнительных производств, то есть по 3,7 тысяч производств на каждого пристава. Кто может справится с такой нагрузкой? Поэтому идея коллег из ТПП РФ совершенно логичная. Экономический эффект от законопроекта, я уверен, будет. Он позволит снизить сумму долгов в несколько раз в течение нескольких лет», — заявил в своем выступлении член Комитета ТПП по безопасности и противодействию коррупции депутат Госдумы Анатолий Выборный («Единая Россия»).

«Разумеется должны быть выполнены ряд условий по квалификационным требованиям, по образованию и т.д. На наш взгляд, этот вид деятельности должен быть лицензированным, и контроль должен быть как со стороны Минюста, так и со стороны регуляторов — Федеральной службы судебных приставов», — сказал А.Выборный.

Кроме того, по мнению депутата, функции частных судебных приставов должны ограничиваться только взысканием долгов, связанных с корпоративными спорами между юридическими лицами.

Как заметил Член комитета Госдумы по финансовому рынку Евгений Шулепов («Единая Россия»), статистика говорит о том, что только 45% исполнительных производств выполняется. «Мы очень надеемся, что при принятии этого законопроекта, эта цифра будет серьезно изменена», — отметил депутат. «Негосударственные судебные исполнители будут более заинтересованы в успешном взыскании, чем сегодняшние приставы. Эффективность от этой работы будет значительно выше, на мой взгляд. Это показывает опыт тех людей, кто работает в частном бизнесе.», — сказал Е.Шулепов.

«Конечно, очень важно обязательно прописать что за новым институтом будет закреплено только взыскание задолженности с юрлиц», — добавил представитель ГосДумы. Именно в такой форме, по мнению депутата, новая структура будет наиболее эффективна.

«Сумма проблемных активов в РФ растет. Сейчас задолженность юрлиц составляет 4,6 трлн рублей, сумма огромная. Для сравнения, объем просроченных долгов достиг почти 25% всех доходов федерального бюджета РФ и больше Фонда Национального благосостояния. Дальнейший рост проблемных активов может привести к долговому кризису и цепной реакции банкротств по всей стране. Для улучшения ситуации с взысканием задолженности мы предлагаем создать институт негосударственных судебных исполнителей» — заявил председатель комиссии по финансовой безопасности ТПП Иван Рыков.

Он также подчеркнул, что физических лиц законопроект не коснется, работа будет вестись только с юридическими лицами, по коммерческим спорам. «Быть недобросовестным должником должно стать невыгодно», — добавил Рыков.

«Мы надеемся, мы доработаем и внесем этот законопроект в течение полугода», — сказал В.Гамза.

Он подчеркнул, что в министерстве юстиции РФ может быть создана рабочая группа для обсуждения документа. «Мы в ближайшее время представим законопроект со всеми приложениями в Минюст. Предварительные переговоры об этом уже были», — сказал В.Гамза.

Напомним, что законопроект разработан ТПП РФ. Он предусматривает создание института негосударственных судебных исполнителей. Предполагается, что новая служба будет заниматься взысканием долгов только юридических лиц. Частные приставы будут работать после того, как судебное решение вступило в силу и не было исполнено добровольно. Негосударственные приставы будет работать за процент от взысканных средств, размер процента на данный момент обсуждается.

Законопроект не касается коллекторской деятельности и никак не будет ее регулировать. Авторы законопроекта опираются на опыт других стран, где создание таких служб частных приставов принесло положительные результаты — уменьшение объема просроченной задолженности.