Изучение языков способствует развитию личности, профессиональному и карьерному росту. Лучшим временем для этого является детство. О том, как привить детям любовь к английскому, рассказывает Елена Плинер, автор собственной методики.

Всем ли детям хорошо дается изучение английского языка?

Если вы приведете ко мне трехлетнего ребенка, я обязательно научу его языку.

Безусловно, есть более и менее способные дети. Первые все хватают на лету, вторых нужно «раскачать», задействовав их природную музыкальность, слух и открытость. Все это сделать в разы легче до 5 лет.

Если начать заниматься в позднем возрасте (школьном, к примеру), можно столкнуться с определенными сложностями, обусловленными неправильной основой (или ее отсутствием), а также внезапно свалившимися на голову ребенка серьезными требованиями. В результате получаем нарастающий снежный ком проблем.

Интересно, а есть ли сходства или различия в изучении английского языка с детьми и взрослыми?

Детям не нужно ничего объяснять, они запоминают практически все, что видят и слышат, особенно, если это эмоционально окрашено. Их сильные стороны – имитация, память.

Взрослые же изучают иностранный язык, опираясь на свой родной, прилагая усилия, проводя параллели, пытаясь найти соответствия, обращаясь к опыту (хорошо, если позитивному), применяя логику и анализируя происходящее. Если добавить к этому перегруженность информацией, то получаем достаточно сложный процесс обучения.

Какие методики для изучения языка в раннем возрасте наиболее эффективны?

Учитывая почти 20-летний опыт преподавания, я пришла к выводу, что наиболее благоприятной средой для освоения иностранного языка является Монтессори-среда (или хотя бы следование принципам Монтессори-философии, основной из которых звучит так: «Помоги мне сделать это самому»).

В системе Монтессори я работаю с 2003 года, с тех пор, как мой старший сын попал в Монтессори сад. В этой особым образом подготовленной среде мы не изучаем язык, мы его осваиваем. Ребенок впитывает знания, когда готов к ним, и они ему действительно нужны и интересны.

Кроме того, усилить эффект от среды Монтессори помогает … музыка! Для меня английский – это музыка, с присущей ей метром, ритмом, интонацией, паузами и слитностью. Через музыку мы можем заложить маленькому ребенку все, что угодно, например, грамматическую структуру, если пропоем какую-либо фразу.

Расскажите, пожалуйста, о своем образовательном проекте BESC – Beautiful English for Smart Children.

Прежде всего, мой авторский подход базируется на красивом звучании языка, естественном его освоении детьми и музыкальности. От детей я добиваюсь идеального и красивого звучания, учу слышать красоту английского и уметь ее воспроизвести.

Более того, на основании моего опыта я создала курс для преподавателей (включающий 20 часов), в основе которого лежит именно красивое звучание. Было уже два выпуска. Посетившие его педагоги узнали, как можно работать с детьми 3-11 лет, используя джазовые и диснеевские хиты, и при этом закладывать хорошую базу английского языка.

Елена, в завершение нашей беседы хотелось бы пару вопросов задать о Вас лично. Почему Вы решили стать преподавателем английского языка?

Вообще в образование меня привели дети. Несмотря на то, что я получила два диплома именно как преподаватель, быть им совершенно не планировала. Хотела стать переводчиком. Мне нравились поездки, нравился язык и все, что с ним связано.

Но когда появились дети, я решила, что им надо дать хороший английский язык, однако, найти толкового преподавателя не получилось. Пришлось взяться за обучение самой, отказавшись даже от переводов. Потихоньку я перешла только в преподавание и, собственно, в образование, хотя сопротивлялась этому примерно до 30.

В чем Ваш секрет успеха как преподавателя, Елена?

Когда ты передаешь знания детям, особенно маленьким, то ты осознаешь ответственность и становишься дисциплинированным. Право на ошибку минимально, ведь от того, как маленькому человеку представить что-либо (неважно, язык это или музыка), зависит то, с чем он пойдет дальше по жизни. Сумеешь влюбить ребенка – он полюбит (язык, к примеру), а не сумеешь – не полюбит и даже будет отвергать. Поэтому все, что дается детям, должно быть рафинированным и выверенным, эмоциональным и зажигательным. Я все время проверяю и перепроверяю себя, контролирую, стремлюсь к развитию и совершенствованию, ведь нельзя делать работу, связанную с детьми, плохо.

Елена Плинер, эксперт в области английского языка, автор программы BESC, основатель Студии английского языка в СПб, ведущая курсов и семинаров для преподавателей