Для тех, кто ничего не понимает в SEO и впадает в дрожь, услышав «метатеги», «кластеризация».

Мы поговорили с SEO-специалистом агентства «Репутация.Москва» Светланой Аверкиевой об основах продвижения сайтов. Материал поможет новичкам разобраться, чем SEO является, а в каких случаях о нём лучше забыть.

Что нужно «Яндексу»

Чтобы продвинуть сайт в топ «Яндекса», надо дать поисковику то, что он ожидает увидеть. Разберём параметры, влияющие на популярность материалов и всего сайта в целом.

Светлана Аверкиева

Как бы вы ни старались, первые результаты SEO-продвижения появятся через 2-3 месяца, иногда позже. Поэтому оптимизацией занимаются в штиль. Если начался кризис, о SEO лучше на время забыть.

Качественный контент. Уникальность по Text.ru от 90 %, умеренное количество SEO-ключей, логически выстроенные материалы, хорошая смысловая наполненность.

Поведенческие факторы. Сайт не закрывают на 3-й секунде, им удобно пользоваться, пользователи серфят внутри сайта.

Частота обновлений. Не менее одного раза в месяц. Для «Яндекса» это вообще не принципиальный показатель. Поэтому в нём могут месяцами висеть заброшенные сайты.

Ссылки внутри сайта. «Яндексу» важно их разнообразие и естественность. Обратите внимание, чтобы анкор — подсвеченный синим текст ссылки, который видит пользователь — соответствовал материалу, на который он ведёт.

Геотаргетинг. Чем он чётче, тем лучше. Если работаете по всей России, можно создать поддомены. Например, если зайдёте на сайт «Связного», он поинтересуется, из какого вы города, и переведёт на соответствующий поддомен.

Коммерческие факторы. Продумайте всё, что связано с продажей услуги. «Яндексу» интересно всё: от структуры каталога до часов работы поддержки.

Отдаёт предпочтение собственным сервисам. Лучше добавить сайт в «Яндекс.Карты», «Яндекс.Каталог», «Яндекс.Дзен» и другие сервисы.

Любит онлайн-чаты. Поисковик лучше ранжирует сайты, у которых есть онлайн-чаты. Они должны быть подключены в «Яндекс.Вебмастере», иначе их не будет видно на странице поиска. Есть нюанс: «Яндекс» понижает позиции сайта, на котором долго отвечают в чате.

Как продвинуть сайт в топ «Яндекса». Подстроиться под требования поисковика. Это не тот случай, когда нужно играть против правил.

Как пользоваться ключами и текстом

1 — Title. 2 — сниппет. Скриншот yandex.ru

Ключи в Title и H1. Разберёмся, в чём между ними разница.

Title — это заголовок для поисковых роботов «Яндекса». Важно, чтобы Title отображал реальное содержание страницы. Title можно увидеть в активной ссылке на сайт (сниппете) и вкладке браузера.

H1 — заголовок страницы или статьи. Если сравнить с книгами, «Война и мир», «Идиот» и «Евгений Онегин» были бы H1.

  1. Длину Title лучше ограничить 60-70 знаками с пробелами. Больше «Яндекс» просто не покажет.
  2. Title и H1 начинаются с SEO-ключа в неизменном виде.
  3. Title и H1 не должны дублировать друг друга. Иначе «Яндекс» сдержит продвижение.

Требования к текстам. Чтобы публикуемые статьи могли выйти в топ, информация должна быть уникальной, нужного объёма и содержать нужное количество SEO-ключей.

Нужное количество ключей считаем по формуле:

объём текста × 0,03 / количество букв в ключе

Как узнать нужный объём текста. Для этого придётся изучить конкурентов.

  1. Вбиваем в «Яндекс» интересующий ключ.
  2. Изучаем статьи в топ-10. Форумы, отзовики, социальные сети не подходят.
  3. Копируем первую статью вместе с иллюстрациями и комментариями. Теперь вставим скопированный материал в сервис Text.ru. На счётчике высветится объём без пробелов.
  4. Повторяем третий пункт со всеми статьями из топ-5 выдачи.
  5. Высчитываем среднее количество знаков без пробелов. Полученное число — минимальный объём для ваших статей.
  6. Если по запросу нет статей, старайтесь уложиться в 5-7 тыс. знаков без пробелов.

Как продвинуть сайт в топ «Яндекса». Освоить азы SEO-копирайтинга. Начать проще, чем кажется, но простор для совершенствования бесконечный.

Продвинуть сайт в топ «Яндекса» поможет страница с отзывами

Если вы напишете в «Яндексе» название компании или товара, поисковик сразу предложит почитать отзывы. Эта тема наиболее интересна поисковым роботам, ведь отзывы притягивают новых посетителей, отражают реальный опыт и заставляют людей дольше задерживаться на странице.

Для сбора отзывов можно использовать обсуждения «ВКонтакте». Однако конвертировать мнения покупателей в трафик на сайт уже не получится. Скриншот vk.com

Хороший приём — перетянуть трафик с отзывов на собственный сайт. Для этого можно создать отдельную страницу для них. Если вы справились с редактором сайта, сможете создать и страницу с мнениями покупателей. Достаточно учесть следующие моменты.

Вставить SEO-ключ в URL. Это позитивно скажется на продвижении страницы. Можно написать по типу: site.ru/otzivi или site.ru/reviews. Использовать другие слова нежелательно. Если хотите узнать об этом подробнее, изучите наш разбор страниц с отзывами. Там есть наглядные примеры.

Вставить ключ в Title. Он должен начинаться с «отзывы». Можно сузить до «отзывы клиентов», но это не обязательно.

Вставить ключ в H1. Ключ формируется по типу «название компании отзывы».

Учесть задержку индексации. Лучше собрать первые отзывы заранее, ведь индексация начнётся, когда на странице появится хотя бы 3000 знаков. Писать отзывы самостоятельно не надо — людей не обмануть.

Как продвинуть сайт в топ «Яндекса». Создать на сайте отдельную страницу с отзывами. Это привлечёт дополнительный трафик.

Почему SEO не подходит для очистки выдачи

Алгоритмы «Яндекса» нацелены на создание разнообразной выдачи. Если о компании есть негативные упоминания, поисковику важно их показать, ведь это дополнит представление пользователя.

Можно сколько угодно поддерживать позитивный топ-5, но какой от этого прок, если дальше — негативные посты и отзывы. Именно это в первую очередь привлекает внимание пользователя.

С точки зрения потенциального клиента, негатив помогает просчитать риски обращения к компании. Поэтому у текстов с отрицательной тональностью отличные поведенческие показатели. Подобные материалы чаще открывают, комментируют и дочитывают.

Если негатив пробрался в топ, выбить его с помощью SEO практически невозможно, да и не нужно.

Нарастающий негатив может стать причиной репутационного кризиса. Однако чистое SEO просто не знает, что делать в этом случае. Ещё 3 года назад уверенно рекомендовали создавать профили полных тёзок, чтобы «размазать» негатив между настоящим человеком и фейками. Уже тогда «Гугл» распознавал подвох, «Яндекс» подключился чуть позже.

Как продвинуть сайт в топ «Яндекса». В кризис SEO лучше отложить до лучших времён. Оно слишком неповоротливое, а на счету каждая минута.

Как SERM-агентства создают иллюзию контроля за репутацией

Приторно позитивные материалы о компании — не то, что нужно людям. Клиенты всё равно будут искать негатив, а инвестор проверит историю потенциального партнёра.

Поисковую выдачу можно сравнить с кредитной историей. Банк запрашивает её, чтобы получше узнать человека, с которым предстоит работать. Также потенциальные клиенты хотят получить ответ на вопрос: «Что это за компания и стоит ли мне обращаться к ней?»

Репутация — это то, что о вас думают окружающие, а не то, что вы о себе пишете.

Пока SERM-специалисты заваливают поисковики новым положительным контентом, негатив всё равно попадает в поисковую выдачу, хоть и в меньшем количестве. Вероятнее всего, хвалебные статьи написаны в сжатые сроки для закрытия SEO-ключей. Людям подобные тексты малоинтересны, поэтому страдает главный показатель — поведенческий фактор.

Позитивные SEO-тексты проигрывают в конкуренции с негативом. Чтобы создать видимость хорошего имиджа, тексты необходимо искусственно поддерживать в топе выдачи. Компаниям кажется, что, тратя в месяц 30 тыс. рублей на SERM, они покупают репутацию. Но это заблуждение.

Потенциальные клиенты найдут негатив, потому что им это важно, а поисковик в этом поможет.

Как продвинуть сайт в топ «Яндекса». Негатив — часть информационного портрета компании. Его нельзя игнорировать. Разумнее отрабатывать его, защищать свою позицию. Так потенциальные клиенты увидят реакцию компании, когда наткнутся на негатив. В этом случае нежелательный материал будет уравновешен позицией бренда.

В кризис персональную репутацию не спасёт и десять позитивных статей для поисковой выдачи. Поэтому в такой ситуации применяют методику AORM, которая точечно нейтрализует очаги негатива. Впрочем, это тема для отдельного разговора.