Портал ICT.Moscow обновил базу мировых практик применения искусственного интеллекта (ИИ). На сайт проекта добавлено более 170 новых кейсов, информация о которых появилась в открытых источниках с сентября 2020 года по июнь 2021 года. Основной акцент при отборе был сделан на отечественные практики — собрано 110 российских и 66 зарубежных кейсов.

Обновление доступно в базе знаний об ИИ — https://ict.moscow/projects/ai/ и в разделе «Кейсы» — https://ict.moscow/cases/.

Наиболее заметно развитие ИИ в сегменте MedTech — в базу отобрано 39 новых практик. При этом большая часть таких практик (29 кейсов) приходится на первую половину 2021 года, что косвенно говорит о росте темпов внедрения ИИ-решений в медицину. Этот тренд характерен и для России, и для зарубежных стран. В частности, в Москве была запущена система поддержки принятия врачебных решений на основе ЕМИАС. Также был разработан сервис удаленного анализа рентгенологических исследований, который позволяет российским регионам воспользоваться медицинскими ИИ-алгоритмами, внедренными в клиники Москвы. В мире появляется все больше кейсов ранней диагностики сложных и редких заболеваний по малозаметным или незаметным признакам (аутизм, атаксия Фридрейха и другие). Несмотря на снижение числа новых практик COVID-Tech, они продолжают появляться, хотя и не так активно, как на протяжении 2020 года. Ученые MIT, например, использовали нейросети для прогнозирования мутаций вируса и их устойчивости к лекарствам.

Среди других активно внедряющих ИИ-практики отраслей выделяются: ритейл и e-commerce (24 новых кейса), промышленность и энергетика (16 кейсов), логистика и транспорт (15 кейсов). В транспортном сегменте одним из наиболее заметных кейсов можно назвать биометрическую систему оплаты проезда в московском метро, которая была запущена в тестовом режиме в 2021 году. Также можно отметить столичный проект по определению состояния водителя для предотвращения ДТП. Разработку, похожую на «Антисон» (применяется в этом кейсе), внедрил и Amazon в США — для контроля поведения водителей при доставках. Новым для сферы ритейла кейсом стал московский проект по распознаванию эмоций покупателей в магазинах.

В государственной и муниципальной сферах стали реализовываться новые ИИ-проекты, которые ранее запускались только в мегаполисах либо только анонсировались. Например, в Якутии была запущена система цифрового помощника, аналогичная сервису, запущенному в 2014 году для Общегородского контакт-центра Москвы. В 2018 году говорили о внедрении ИИ для протоколирования заседаний или вынесения типовых судебных решений в России. В 2021 году алгоритмы искусственного интеллекта уже стали использовать для стенографии судебных заседаний в Ижевске и подготовке судебных приказов по взысканию налогов с граждан в Белгороде.

Эти и подобные кейсы показывают все более широкое распространение искусственного интеллекта и его использование в традиционно консервативных сферах структур федерального и городского значения.