Идеальные условия для работы сочетают личные, межличностные и организационные факторы. Как руководителю повысить эффективность сотрудников, рассказала Светлана Гладун, основатель компании «Кофейный Магнат».

 Базовые принципы повышения эффективности персонала

Задача руководства любой компании – организовать рабочий процесс так, чтобы персонал выкладывался на 100%. В этом деле важна не только мотивация и формирование компетенций, но и атмосфера в коллективе, система контроля и субординация.

Мотивация – один из самых мощных факторов. Повышать эффективность работы сотрудников можно с помощью материального вознаграждения (доплаты, премии, надбавки). Не меньшую значимость имеет и моральная сторона вопроса. Человек начинает работать продуктивнее, если ощущает свой вклад в общее дело, понимает, что к его мнению прислушиваются, а предложенные идеи воплощают в жизнь. Возможна и отрицательная мотивация, когда ленивого работника лишают премии или выносят выговор. Но злоупотреблять этим способом не стоит, иначе он быстро потеряет свою «ценность».

Кроме личных факторов, на рабочий процесс влияют и взаимоотношения с начальством и командой. Когда человек ощущает, что коллеги – его вторая семья, он с радостью идет на работу и трудится с энтузиазмом. Эффективность рабочего процесса поднимается, если у компании есть общая идея, миссия, вдохновляющая всех, кто к ней причастен.

Уровень мотивации напрямую зависит и от общения с руководителем. Четко поставленные задачи и сроки, заслуженная похвала, соблюдение субординации без высокомерия формируют рабочую атмосферу, создают у сотрудника ощущение собственной значимости и повышают доверие к начальству. В условиях, где каждый отвечает за свою узкоспециализированную задачу, продуктивность повышается в разы.

Добиться от персонала трудолюбия и преданности своему делу очень сложно, если не организован внутренний трудовой распорядок. Важно строгое соблюдение и контроль режима работы, наличие официальных документов, где прописаны обязанности каждого сотрудника. Не лишним будет и дресс-код, установленный в разумных рамках.

Что важнее: индивидуальный настрой или поддержка руководителя?

Сотрудники приходят на работу с разным настроением. Если работник лично замотивирован, настроен на решение творческих задач и знает, что от его эффективности зависит размер заработной платы или повышение, одобрение руководителя лишь косвенно повлияет на его результат. У такого человека уже присутствует нужный индивидуальный настрой, и отношение начальства – всего лишь дополнительный усиливающий фактор.

Но в каждой компании есть сфера деятельности, не предполагающая достижения конкретного результата. Таких должностей много: секретарь, оператор call-центра, бухгалтер, кадровик и другие. Эти работники выполняют рутинные функции, получают фиксированный оклад, поэтому стимулировать их гораздо труднее. Именно представители бэк-офиса нередко организовывают перекуры, пьют чай, поскольку их заработная плата почти не зависит от продуктивности.

Таким людям как раз важна моральная поддержка начальства. Это один из видов нематериальной мотивации, которая успешно работает и дает результат. Руководители часто недооценивают важность собственного настроя в начале и в течение рабочего дня. Несколько слов поощрения, улыбка, позитивный тон в голосе способны увеличить скорость и качество работы офисного персонала.

 Признаки выгорания. Как с ним бороться?

Каким бы творческим и интересным ни был трудовой процесс, у каждого сотрудника может наступить процесс выгорания. Руководителю важно не пропустить данный момент. Для этого в крупных компаниях представители отдела HR тесно общаются с работниками и своевременно сообщают начальству, кому из них требуется поддержка или встряска.

Профессиональное выгорание проявляется резким снижением эффективности, апатией, циничным отношением к любой задаче со стороны сотрудника, попыткой найти любой предлог, чтобы не выполнять работу. Этому чувству может быть подвержен и сам руководитель.

Причиной депрессивного настроя бывает длительное отсутствие отпуска, обесценивание, когда работник не чувствует важности своего вклада в общее дело, стрессовые ситуации, создаваемые токсичным руководителем. Избежать выгорания позволяет строго организованный рабочий процесс и наличие общей мотивации, командный дух, четкое распределение задач, реальные сроки и здоровое отношение начальства.

«Руководить крупной компанией непросто. Но все процессы автоматизируются, если есть система, режим работы и персонал, вдохновленный единой идеей и четко осознающий свои задачи», – утверждает основатель компании «Кофейный Магнат» Светлана Гладун.