Вначале надо ответить на другой вопрос — зачем их вообще искать, эти сильные стороны? И тем более слабые?

Сильные стороны бизнеса — фундамент роста. На них надо опираться. Культивировать и взращивать их внутри компании. Пиарить во внешнем мире. Активно продвигать в рекламе. Главное — помнить: если ваш бизнес существует уже много лет, то без сильных сторон здесь точно не обошлось.

Слабые стороны — это область дальнейшего развития. Их нужно поэтапно прорабатывать. Уменьшать их влияние на результат компании. Со временем — превращать в сильные стороны.

В каких же областях искать сильные и слабые стороны?

Это может быть уникальная квалификация персонала. Или опыт, которого нет ни у кого на рынке. Например, я консультирую флористическую компанию, в которой работает арт-директор европейского уровня, прошедший обучение у лучших мировых флористов. Это как шеф-повар в мишленовском ресторане. И к настоящему времени у компании уже накоплено огромное количество позитивных отзывов клиентов.
Второй пример — компания на рынке ИТ-консалтинга, в которой практически все консультанты — бывшие ИТ-директора крупных компаний. И опираясь на квалификацию и опыт этих специалистов компания формирует лучшие решения в области автоматизации бизнес-процессов.

Для небольшого по размерам бизнеса одно из ключевых конкурентных преимуществ — гибкость. То есть способность быстро переключаться на решение новых задач. Это необходимо с учетом резко возросшей скорости появления новых продуктов, новых технологий, новых каналов продвижения. Крупные организации для возврата былой гибкости выстраивают у себя соответствующую инфраструктуру — инновационные центры, проектные офисы.

Сильной стороной бизнеса может быть грамотно выстроенная система материального стимулирования. Так, в одной из крупных торговых компаний лидеры инновационных проектов получают до 80% чистой прибыли проекта за первые годы. Представляете, какая у них мощная мотивация развивать новое бизнес-направление?!

Одним из ярких конкурентных преимуществ является известность на рынке. Именно поэтому даже крупные компании озабочены развитием не только продуктового бренда, но также и личного бренда руководителя бизнеса. Недаром основатели Amazon Джефф Безос и Virgin Group Ричард Бренсон летают в космос. Это ведь не только увлекательно и интересно, но и для бизнеса полезно. А в малом и среднем бизнесе без прокачки личного бренда руководителя сейчас вообще практически невозможно развиваться.

Полезен также доступ к недорогим, но бесценным ресурсам. Например — дешевые кредитные ресурсы позволят быстро и экономично развиваться.

Интересно, что сильные стороны бизнеса могут взаимно усиливаться по цепочке. Например, высокие потребительские качества товара и высокий уровень сервиса порождают повторные покупки, то есть формируют повышенную лояльность к бренду.

Точно так же, в порочный круг могут выстраиваться и слабые стороны. Например, слабая сторона — высокая текучесть кадров. Побочный эффект текучки — нестабильный уровень сервиса, который уже в свою очередь снижает доверие и лояльность потребителей.

Для поиска и проработки сильных и слабых сторон бизнеса, как правило, используется методика, называемая SWOT-анализ. Кроме сил и слабостей при этом также прорабатываются рыночные возможности и угрозы. Самой компании такой самоанализ сделать довольно сложно — глаз уже замылен, руководство и сотрудники часто не замечают даже очевидное. Для такой работы, а главное — для построения плана развития бизнеса, полезно бывает привлечь консультанта, или бизнес-трекера.

Развивайтесь, и да пребудут с вами сильные стороны бизнеса

Николай Водолазский, эксперт по проектному управлению. Бизнес-трекер, преподаватель ВШЭ